Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Иркутска, Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, поданную 3 марта 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 г, по административному делу N 2а-20/2022 по административному исковому заявлению Семеусова Павла Леонидовича, Киселевой Светланы Эдуардовны, Антоновой Людмилы Георгиевны, Елисеева Анатолия Михайловича, Долгоровой Ирины Валерьевны, Клопченко Алексея Дмитриевича, Георгиевской Марии Андреевны о признании распоряжения председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска незаконным.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Семеусов П.Л, Киселева С.Э, Антонова Л.Г, Елисеев А.М, Долгорова И.В, Клопченко А.Д, Георгиевская М.А. обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения председателя комитета по градостроительной политике от 23 апреля 2020 г. N "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
В обоснование требований указано, что комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска по запросу ООО "Ильвик" проведены публичные слушания по проекту решения о разрешении уменьшения размера земельного участка. Административные истцы, проживающие на смежном земельном участке, представили замечания на проект распоряжения, возражали против уменьшения при новом строительстве земельного участка до 0, 5994 га, что с учетом плотности застройки может привести к неблагоприятным последствиям. Проект застройки земельного участка с кадастровым номером N площадью 5 994 кв.м. предполагает возведение двух 18-ти этажных жилых домов с нежилыми помещениями напротив жилого комплекса "Ангарские паруса" этажностью 9 этажей, что может привести к нарушению технических регламентов в части инсоляции. В будущей застройке жилищная обеспеченность составляет 42 кв.м, на человека, что в силу Градостроительного регламента требует организации не менее 25% машино-мест на открытых стоянках, однако в представленной для публичных слушаний схеме нет информации о площади коммерческой недвижимости и количестве открытых парковочных мест. Предполагается фактически изменить предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования земельного участка - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), более чем на 30%, что с учетом плотности застройки на территории города Иркутска может привести к неблагоприятным последствиям, риск возникновения которых проектом решения не оценен.
Административные истцы полагают невозможным выполнение указанных требований на предоставленной для застройки площади, что существенно ухудшит жилищные условия и среду проживания жителей комплекса "Ангарские паруса". Кроме того, возведение 18-этажного жилого комплекса увеличит нагрузку на социальные объекты района.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24 мая 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 мая 2022 г. отменено, по делу принято новое решение: признано незаконным распоряжение председателя комитета по градостроительной политике от 23 апреля 2020 г. N "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
В кассационной жалобе администрация г. Иркутска, Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска ставят вопрос об отмене апелляционного определения, направлении материалов дела в Иркутский областной суд на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывают на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что распоряжение принято уполномоченным лицом, в пределах компетенции, порядок принятия проекта решения был соблюден. Указывают, что учтены замечания Комиссии, заключение от 7 апреля 2020 г..опубликовано в газете "Иркутск официальный" выпуск N 13 (865) и размещено на WEB- портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указывают, что результаты публичных слушаний не оспорены, недействительными в установленном порядке не признаны. Судом апелляционной инстанции не выяснялось, являются ли административные истцы правообладателями смежного земельного участка с целью установления факта нарушения их прав. Относительно вывода суда о проверке оспариваемого распоряжения на предмет отклонения его от технических регламентов, ссылаясь на требования пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2009 г..N 389-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указывают, что требования инсоляции проверяются на этапе архитектурно-строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации планируемого к строительству объекта в границах земельного участка. Полагают судом необоснованно не приняты во внимание, и отклонены судом как доказательства выводы эксперта ФИО17 от 25 апреля 2022 г..N, из которых следует, что нарушений технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования спорного земельного участка в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0, 5994 га не имеется.
Кроме того, не принята судом апелляционной инстанции во внимание, представленная копия заключения отдела территориального планирования управления архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26 февраля 2020 г..N N, согласно которому представленная на рассмотрение схема планировочной организации спорного земельного участка соответствует требованиям технических регламентов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Гордиевской М.А, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные, характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу положений части 1.1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
Согласно части 2 статьи 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Как следует из части 4 статьи 40 ГрК РФ, проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу требований части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Постановлением администрации города Иркутска от 14 июня 2019 г. N утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Иркутска" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 34 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска.
Согласно пункту 86 Административного регламента специалист отдела в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения документов (информации), указанных в пункте 81 настоящего административного регламента, передает их с приложением запроса и документов, указанных в пунктах 40, 42 настоящего административного регламента, в Комиссию для организации общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2018 г. N.
Судами установлено, на основании постановления мэра г. Иркутска от 14 ноября 2008 г. N земельный участок площадью 5 999 кв.м. с кадастровым номером N предоставлен ООО "Ильвик" в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка под эксплуатацию существующих складов, проходной.
18 февраля 2020 г. ООО "Ильвик" обратилось в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки администрации города Иркутска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0, 5994 га в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 5 994 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Комиссией организовано проведение публичных слушаний по проекту решения о предоставлении ООО "Ильвик" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, предусмотренном статьями 5.1, 40 ГрК РФ, Положением об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2018 г. N.
Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 4 марта 2020 г. N назначены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка - Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 4 марта 2020 г. N, информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте по запросу ООО "Ильвик" размещены 10 марта 2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на WEB портале органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirk.ru) и опубликованы в газете "Иркутск официальный" от 10 марта 2020 г. выпуск N 9 (861).
Информационным материалом к проекту является схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект, что подтверждается скриншотом страницы названного портала, копией страницы газеты "Иркутск официальный", представленными в материалы административного дела.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект, опубликованы в газете "Иркутск официальный" от 17 марта 2020 г. выпуск N 10 (862).
Комиссией направлены соответствующие сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения ООО "Ильвик" в адрес заинтересованных лиц, информация о проведении публичных слушаний размещена в местах массового скопления людей, в частности, в администрации г. Иркутска на стенде в фойе здания, а также в границах территории, в пределах которой проводились публичные слушания, в рамках проведения экспозиции проекта решения о предоставлении разрешения в администрации г. Иркутска.
Ознакомление с материалами по проекту осуществлено в рамках организации проведения публичных слушаний. Публичные слушания по проекту в отношении земельного участка с кадастровым номером N были проведены с 17 марта 2020 г. по 23 марта 2020 г.
23 марта 2020 г. на земельном участке, расположенном рядом с административным зданием по адресу: "адрес", проведено собрание участников публичных слушаний по проекту решения о предоставлении вышеуказанного разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером N что подтверждено протоколом публичных слушаний.
Из заключения от 7 апреля 2020 г. о результатах публичных слушаний усматривается, что рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки были следующими: указанные замечания являются нецелесообразными. Аспекты, касающиеся норм инсоляции, необходимого количества парковочных машино-мест и площади внутридворового пространства проверяются на стадии архитектурно- строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего правообладателю земельного участка. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства. Аспекты, касающиеся увеличения нагрузки на инфраструктуру микрорайона не являются вопросом данных публичных слушаний. Предложение на земельном участке с кадастровым номером N сделать парк либо возвести какой-либо социальный объект, является нецелесообразным, так как данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "Ильвик", что дает право пользоваться и распоряжаться данному лицу земельным участком в соответствии с законодательством. Предложение о среднеэтажной жилой застройке является частично целесообразным. Использование земельного участка должно соответствовать утвержденному градостроительному регламенту. В территориальной зоне ЖЗ-104, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером N предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка - Среднеэтажная жилая застройка.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 7 апреля 2020 г. выпуск N 13 (865) и размещено на WEB -портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.admirk.ru) 5 апреля 2020 г.
После проведения процедуры публичных слушаний проект решения о предоставлении ООО "Ильвик" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте, был внесен на очередное заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации города Иркутска, состав, порядок организации и деятельности которой определены Положением о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 28 июня 2018 г. N.
Предложения и замечания участников публичных слушаний направлены в комиссию для рассмотрения вопроса о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки были даны рекомендации от 22 апреля 2020 г. о предоставлении ООО "Ильвик" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 994 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", N, в участи уменьшения минимального размера земельного участка до 0, 5994 га (при новом строительстве).
Распоряжением заместителя мэра - председателем Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска N от 23 апреля 2020 г. ООО "Ильвик" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Распоряжение опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 27 апреля 2020 г. выпуск N 16 (868) и размещено на WEB портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.admirk.ru) 27 апреля 2020 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, в пределах компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, параметры отклонений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным статьей 42 Правил землепользования и застройки.
Отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия апелляционной инстанции, оценив представленные доводы и доказательства, в том числе, заключение отдела территориального планирования управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26 февраля 2020 г. N N, заключение судебной строительно-технической экспертизы выполненного ООО "Независимый экспертный центр", руководствуясь положениями статьи 1, 2, 40 ГрК РФ, частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, указала, что судом не учтено, что получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, имеет количественные и качественные ограничения, связанные с конкретными характеристиками земельного участка при соблюдении требований технических регламентов и допустимости изменения предельного параметра не более чем на 10%, однако материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что заинтересованным лицом в соответствии с требованиями части 2 статьи 40 ГрК РФ при обращении с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, представлены документы, подтверждающие соблюдение возможности размещения на земельном участке планируемых объектов капитального строительства с параметрами и в объемах, не превышающих пределы, определенные техническими регламентами, законодательством Российской Федерации для соответствующей территориальной зоны. Установлено, и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что уменьшение площади земельного участка составляет 23, 15%, т.е. более, чем 10%, установлены также нарушения в части указания размеров и координат, что делает невозможным проверить фактическую площадь застройки проектируемого объекта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда по существу правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не свидетельствуют. Фактически доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Изложенные судебной коллегией в апелляционном определении выводы являются мотивированными, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства, основанными на анализе исследованных доказательств, которым дана оценка в соответствии с правилами статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении процедуры принятия оспариваемого распоряжения, в том числе процедуры публичных слушаний, а равно доводы о принятии распоряжения уполномоченным лицом, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку указанные обстоятельства не являлись основанием для признания оспариваемого акта органа местного самоуправления незаконным.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены апелляционного определения, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется, кассационная жалоба администрации г. Иркутска, Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 10 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.