Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Республики Хакасия, поданную 3 марта 2023 г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 января 2023 г, по административному делу N 2а-1916/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее - ООО "Аэросити-2000") о признании представления прокурора г. Черногорска об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 мая 2022 г. N N незаконным.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Волковой А.Г, поддержавшей кассационную жалобу, представителя ООО "Аэросити- 2000" Тишкивского Д.В, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Аэросити-2000" обратилось в Черногорский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокурора г. Черногорска об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 мая 2022 г. N
В обоснование требований указано, что по результатам проверки по обращениям граждан Моисеевой Т.В, Мандрыкиной А.В, ООО "Аэросити- 2000" внесено представление за нарушение сроков вывоза несортированных твердых коммунальных отходов временного накопления по заявкам жителей частного сектора.
Со ссылкой на Типовой договор, действующий на территории Республики Хакасия, Федеральный Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а накопление, сбор твердых коммунальных отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обязанности вывозить твердые коммунальные отходы от жилых домов, не имеющих мест накопления отходов, с указанной в жилищном законодательстве периодичностью, по заявкам потребителей не возникает. Кроме того, указано, что услуга для потребителей Моисеевой Т.В, Мандрыкиной А.В. оказывалась в необходимом для них объеме.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 сентября 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 января 2023 г, решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 сентября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение: представление прокурора г. Черногорска об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 мая 2022 года N признано незаконным.
В кассационной жалобе прокурор Республики Хакасия ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения городского суда.
В обоснование жалобы указывает, что между филиалом ООО "Аэросити-2000" в Республике Хакасия и потребителями Моисеевой Т.В, Мандрыкиной А.В. фактически заключен публичный договор на оказание услуг с момента опубликования типового договора в газете "Хакасия" от 30 ноября 2018 г..N 228, вывод суда об обратном противоречит нормам материального права. Ссылаясь на судебную практику (постановление от 23 августа 2022 г..N Ф06-21025/2022 Арбитражного Суда Поволжского округа по делу N А12-19946/2021), указывает, что отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственниками, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами N не предусмотрен, а отсутствие адресов потребителей в Территориальной схеме обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 6 декабря 2019 г..N-пр, свидетельствует о неисполнении обязанности ООО "Аэросити-2000" по извещению органов исполнительной власти, местного самоуправления о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Полагают, прокурор г..Черногорска обоснованно внес представление ООО "Аэросити-2000", которое в течение длительного времени, 20-22 суток с момента поступления заявок Мандрыкиной А.В, Моисеевой Т.В, не осуществил вывоз ТКО в нарушение требований норм права, приведенных в акте прокурорского реагирования. Удовлетворение требований административного истца по настоящему иску повлекло за собой отказ от исполнения ООО "Аэросити-2000" обязанностей по исполнению условий публичного договора на вывоз ТКО из частного сектора населенных пунктов Республики Хакасия по заявкам граждан с площадок (мест накоплений), на которых расположены контейнеры, принадлежащие гражданам.
При вынесении оспариваемого судебного акта, судом не применены нормы, подлежащие применению, не учтена позиции, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ? ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Согласно статье 24.7 Федерального закона от 26 апреля 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "ОБ отходах производства и потребления") региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре.
В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 Правил определено, что контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В пункте 4 названных Правил, предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Как указано в пункте 9 Правил, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 июня 2017 г. N 328 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Хакасия (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка, сбор твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия обеспечивается региональными операторами в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.12.2019 N 010-1829-пр, на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов емкости, предоставленные региональным оператором.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе установлено, что при обращении с ТКО обеспечивается их своевременной вывоз из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже I раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Руководствуясь указанными нормами материального права, а также статями 21-34 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", статьями 21 39 Федерального закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства, в том числе, обстоятельства, выявленные в ходе проведения проверки, о том, что региональный оператор по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия - ООО "АЭРОСИТИ- 2000", с которым заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО для всех территориальных зон Республики Хакасия, приняв заявку от потребителей Моисеевой Т.В, Мандрыкиной А.В. на вывоз отходов, проживающих на территории, для которой не определены места накопления ТКО, в течение длительного времени (20-22 суток с момента поступления заявок) не осуществлял вывоз ТКО, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания предписания незаконным и отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Выводы судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия, послужившие основанием для отмены решения Черногорского городского суда Республики Хакасия и принятия нового решения об удовлетворении требований, основанные на том, что на территории Республики Хакасия местом накопления твердых бытовых отходов нельзя признать контейнеры, установленные собственниками частных домовладений, письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "Аэтосити-2000" и потребителями Моисеевой Т.В, Мандрыкиной А.В. не заключался, указанные в предписании жилые дома не входят в территориальную схему обращения с отходами, не имеют мест (площадок) накопления отходов, соответственно у регионального оператора обязанность соблюдать требования закона, постановлены на основе неправильного применения норм материального права, не могут быть признаны обоснованными.
Возражения административного истца о том, что указанные в представлении прокурора сроки временного накопления несортированных ТКО подлежат применению только при заключении письменного договора с потребителем, на нормах материального права не основаны. Кроме того, указано, и не установлено иного, условия письменного договора, заключаемого на территории проживания граждан Мандрыкиной А.В. и Моисеевой Т.В, содержат условия о сроках выполнения заявок, аналогичные указанным в представлении прокурора. На оспаривалось также в ходе рассмотрения дела, что в период, указанный в представлении, заявки от граждан были приняты, однако не выполнены в установленном порядке.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оснований для отмены правильного по существу решения городского суда не имелось, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения городского суда.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 января 2023 г. отменить, оставить в силе решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 сентября 2022 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.