Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, поданную 17 марта 2023 года, на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 3 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2022 года
по административному делу N 2а-1222/2022 по административному иску Курмангалеева Руслана Закирьяновича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) администрации исправительного учреждения, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу, Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу - Еремеевой Е.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курмангалеев Руслан Закирьянович обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о признании незаконными в части нарушения прав административного истца на питьевую воду, отсутствие питьевой воды в баках, использования под питьевую воду непригодных баков из оцинкованного железа; а также в части нарушения прав административного истца на восьмичасовой непрерывный сон; возложении обязанности поменять непригодные питьевые баки на другие, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям; питьевые баки разместить в карцере, как и в остальных камерах; не нарушать право административного истца на восьмичасовой непрерывный сон, а также давать время на подготовку ко сну, ссылаясь на допускаемые административными истца нарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Чистая вода" (далее - ООО "Чистая вода").
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 3 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в части нарушения прав истца на питьевую воду.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене решения Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 3 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2022 года с принятием нового решения. Судебные акты в части признания незаконными действия СИЗО-4 в части нарушения прав истца на питьевую воду считают незаконными и необоснованными ввиду недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Курмангалеев Р.З. содержится в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу, куда был этапирован из ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии со ст.77.1 УИК РФ для рассмотрения в отношении него уголовного дела, мера пресечения в отношении истца не избиралась.
Из материалов дела следует, что постановлением начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу от 15.07.2022 Курмангалеев Р.З. за неоднократное нарушение правил содержания под стражей водворен в карцер сроком на 15 суток. В указанном постановлении имеются отметки об исполнении наложенного взыскания, согласно которым административный истец выдворен в карцер в 21.50 часов 15.07.2022 и освобожден 30.07.2022.
По сведениям камерной карточки Курмангалеев Р.З. содержался в карцере N режимного корпуса N в период с 15.07.2022 по 17.07.2022. В период с 18.07.2022 по 30.07.2022 - в карцере N режимного корпуса N
Согласно государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N от 04.03.2022 осуществление холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведение осуществляется ООО "Чистая вода".
Из сообщений ООО "Чистая вода" N от 19.08.2022 и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах N от 22.08.2022 по данным исследования качество воды централизованного водоснабжения в спорный период соответствует санитарным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из установленного факта нерегулярного предоставления ответчиком питьевой воды истцу при нахождении в карцере.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы административных ответчиков, изложенные в кассационной жалобе.
Пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110, установлено, что администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказ ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" требований об оборудовании карцера баком под питьевую воду не содержит.
06.03.2014 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в адрес исправительных учреждений направлено письмо "Об организации системы обеспечения контроля качества питьевой воды в камерных помещениях" с указанием об использовании в качестве емкостей для питьевой воды предусмотренных для этого баков, которые должны быть установлены в коридорах возле дверей камер и оборудованы системой подачи воды в камеру с двойным контролем воды. В качестве питьевой воды используется охлажденная кипяченая вода, которую заготавливают в столовой учреждения и ежедневно доставляют в камерные помещения согласно установленных норм, которая составляет 1000 миллилитров на одного человека в сутки. Материал - нержавеющая сталь или оцинкованное железо.
ГОСТ 22.3.006-87 "Минимальные физиолого-гигиенические нормы обеспечения населения питьевой водой при ее дефиците, вызванном заражением водоисточников или выходом из строя систем водоснабжения, для различных видов водопотребления и режимов водообеспечения", предусматривает норму водообеспечения питьевой водой в размере 2, 5 литра на человека в сутки. Данная норма водообеспечения питьевой водой рассчитана на одного взрослого человека в сутки при малой физической активности исходя из физиологической потребности организма.
Согласно пункта 31 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской федерации от 04.07.2022 N110 установлено, что при отсутствии в камере водонагревательных кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства выводы судов о нарушении прав административного истца на доступ к питьевой воде в спорный период в результате незаконного бездействия административного ответчика являются обоснованными.
Поскольку в ходе рассмотрения дела был подтвержден факт нерегулярного наполнения водой бака для питьевой воды, исходя из представленных видеоматериалов, табелей заливки воды в режимном корпусе N, неоднократных обращений административного истца к администрации учреждения, то есть имело место нарушение прав административного истца на доступ к питьевой воде, подлежат отклонению доводы административных ответчиков на распорядок дня в соответствии с которым выдается кипяченая вода для питья с учетом потребности и соответствия качества воды, поставляемой ООО "Чистая вода".
Доводы жалобы о рекомендательном характере письма ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с учетом требований Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы о ежедневной выдаче кипяченой вода для питья и подтверждения факта нерегулярного наполнения водой бака для питьевой воды не являются основанием для выводов об отсутствии бездействия ответчика в данной части.
Вопреки доводам административных ответчик судом указано как на характер допущенного нарушения, так и на наличие незаконного действий в части нарушения прав истца на питьевую воду.
Как следует из заявленных истцом требований и содержания судебного акта судами установлен период содержания (согласно сведениям камерной карточки) Курмангалеева Р.З. в карцере N режимного корпуса N в период с 15.07.2022 по 17.07.2022, в период с 18.07.2022 по 30.07.2022 - в карцере N режимного корпуса N
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 3 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.