Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ласка", поданную 22 марта 2023 года, на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года
по административному делу N 2а-2137/2022 по административному иску товарищества собственников жилья "Ласка" к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Калининского районного суда города Новосибирска представителя товарищества собственников жилья "Ласка" - Немчиновой Г.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Журавлевой Л.П, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
товарищество собственников жилья "Ласка" (далее - ТСЖ "Ласка") обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - ГЖИ Новосибирской области) о признании незаконными действий по направлению в мэрию г. Новосибирска 07.06.2021 N сведений о многоквартирном жилом доме N по "адрес" как о собственниках, имеющих задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; обязании устранить допущенное нарушение путем направления указанных выше сведений в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, ссылаясь на то, что сведений о том, что у собственников жилого дома N по "адрес" имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт и размер фактических поступлений взносов на специальный счет менее 50% от размера начисленных взносов являются недостоверными и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Ласка".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэрия г. Новосибирска, Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Новосибирской области.
Решением Калининского районного суда города Новосибирска от 16 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Ласка" ставит вопрос об отмене решения Калининского районного суда города Новосибирска от 16 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе судей, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, неполную и необъективную оценку представленных доказательств. В обоснование жалобы указывает на необоснованные выводы судов относительно пропуска срока на обращение с административным иском в суд; неверное установление обстоятельств дела, а именно периода возникновение задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.08.2014 по 30.09.2020, с учетом сумм начислений, оплаты и затрат на капитальный ремонт МКД, а также перечисления на специальный счет; отсутствие основания для принятия решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Ласка" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N по "адрес", который включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п. Обязанность по оплате вносов на капитальный ремонт у собственников возникла с 27.03.2014.
ТСЖ "Ласка" в ГЖИ НСО были предоставлены отчеты о формировании денежных средств по фонду капитального ремонта МКД по адресу: "адрес" за период с 21.11.2018 по 31.12.2018 - 21 717 рублей 84 копейки; по состоянию на 01.04.2019 - 213 966 рублей 11 копеек; по состоянию на 01.07.2019 - 75 946 рублей 84 копейки; по состоянию на 01.10.2019 - 124 032 рубля 92 копейки; по состоянию на 01.01.2020 - 76 621 рубль 92 копейки; по состоянию на 01.04.2020 - 87 898 рублей 50 копеек; по состоянию на 01.07.2020 - 122 335 рублей 27 копеек; по состоянию на 01.10.2020 - 79 099 рублей 62 копейки.
Согласно акту приема-передачи денежных средств от 28.11.2018 со счета регионального оператора на специальный счет ТСЖ "Ласка" были перечислены денежные средства фонда капитального ремонта, поступившие от собственников жилого дома, в сумме 43 552 рубля 06 копеек, пени - 95 рублей 63 копейки.
Таким образом, административным истцом были представлены документы в ГЖИ НСО, согласно которым размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирного жилого дома составил 845 266 рублей 71 копейка.
На 30.09.2020 размер начисленных взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес", составил 1 846 964 рубля 23 копейки.
Поскольку размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирного жилого дома составил менее 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, - 1 001 697 рублей 52 копейки (1 846 964, 23-845 266, 71), органом государственного жилищного надзора в адрес административного истца было направлено уведомление о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления ГЖИ НСО и о последствиях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Данное уведомление ТСЖ "Ласка" получило 08.05.2021 и представило административному ответчику выписки банка по специальным счетам N и N, в соответствии с которыми сумма поступивших денежных средств на специальном счете на 30.09.2020 составила 876 491 рубль 51 копейка, что также менее 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт. В данную сумму также входила денежная сумма, взысканная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.05.2018, а в последующем возвращенная на специальный счет ТСЖ "Ласка" службой судебных приставов.
Информацию о погашении имеющейся задолженности по взносам на капитальный ремонт в установленный законом срок в ГЖИ НСО не представлена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями статьей 172, 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N360-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", исходил из того, что формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в требуемом законодательством объеме на специальный счет не вносились, в связи с чем пришел к выводу, что направленный органу местного самоуправления оспариваемый акт о непогашении задолженности но капитальному ремонту собственниками МКД с целью принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку им правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
С доводами административного истца, изложенными в кассационной жалобе, не имеется оснований согласится исходя из следующего.
Порядок реализации полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением требований к формированию фонда капитального ремонта предусмотрен положениями частей 8, 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Также согласно части 2 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N360-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" (в редакции на момент спорных правоотношений) владелец специального счета обязан представлять в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, сведения: 1) о размере остатка средств на специальном счете по состоянию на 1 января текущего года - ежегодно в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; 2) о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, - ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала; 3) о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, - ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала; 4) о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета - ежегодно в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; 5) о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
В случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
В соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий по направлению в мэрию г. Новосибирска 07.06.2021 N сведений о многоквартирном жилом доме N по "адрес" как о собственниках, имеющих задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете, являются обоснованными.
Поскольку судами установлено, что задолженность собственников жилых помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт в установленный срок погашена не была, оснований полагать ошибочным вывод о том, что административный ответчик обоснованно в пределах своей компетенции, направил в мэрию г. Новосибирска 07.06.2021 N сведения о многоквартирном жилом доме N по "адрес" как о собственниках, имеющих задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете, что соответствует требованиям закона, не имеется.
Ссылки на непринятие мер по выяснению фактического размера задолженности по взносам, в том числе на основании банковских документов, подлежат отклонению, поскольку в силу императивного предписания части 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт определяется на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о фактическом проведении капитального ремонта, неучете ответчиком израсходованных денежных средств, сборе взносов на капитальный ремонт не только на специальный счет, но счет ТСЖ, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана правовая оценка. не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Данные доводы были правомерно отклонены судом апелляционной инстанции с учетом того, что взносы на капитальный ремонт подлежат аккумулированию на специальном счете, а также принятых судебных актов Арбитражным судом Новосибирской области по делам A45-2581/2017 и А45-5367/2017.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с имеющейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт, являются несостоятельными и не влекут за собой безусловную отмену правильных по существу обжалуемых судебных актов по вышеизложенным основаниям.
Указанные доводы, по сути, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам административного истца, судами дана оценка доводам истца о причинах пропуска срока на обращения в суд, факт обращения ТСЖ "Ласка" с жалобой на действия должностных лиц не установлен, указанные истцом причины пропуска срока не признаны уважительными.
Учитывая, что к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований суд пришел, разрешив спор по существу, довод жалобы о несогласии с пропуском срока на обращение в суд на результат дела не может повлиять.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда города Новосибирска от 16 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.