Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пинаевой Ирины Владимировны, поданную 21 марта 2023 года, на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 февраля 2023 года
по административному делу N 2а-529/2022 по административному иску прокурора Хилокского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации, Городского поселения "Хилокское", неопределенного круга лиц к Совету городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хил окский район", Главе городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" Пинаевой Ирине Владимировне о досрочном прекращении полномочий Главы городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Коган А.Г, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хилокского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации, Городского поселения "Хилокское", неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Совету городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район", Главе администрации городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" Пинаевой Ирине Владимировне о досрочном прекращении полномочий Главы городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район", ссылаясь на несоблюдение данным лицом ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федерального закона от 6.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Забайкальского края, администрация городского поселения "Хилокское".
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 февраля 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Пинаева И.В. ставит вопрос об отмене решения Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 февраля 2023 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, со ссылкой на нарушение норм материального права. Полагает, что в рассматриваемом случае Пинаева И. В. осуществляла представительство не в органе государственной власти и/или органах местного самоуправления, а в органе судебной власти, в связи с чем запрет установленный статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" нарушен не был. Ссылается на наличие решения Совета городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" об отказе в удовлетворении представления прокурора Хилокского района о досрочном снятии полномочий главы городского поселения "Холокское" Пинаевой И.В.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Забайкальского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения избирательной комиссии городского поселения "Хилокское" ДД.ММ.ГГГГ от 09.09.2019 Пинаева И.В. избрана Главой городского поселения "Хилокское".
09.09.2022 Пинаева И.В. участвовала в судебном заседании Хилокского районного суда Забайкальского края при рассмотрении административного дела N 2а-421/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии N о признании незаконными и отмене регистрации кандидатов ФИО2 и ФИО3 по многомандатному избирательному округу N, на основании нотариально оформленной доверенности представляла интересы административного истца ФИО1 Факт представления в суде интересов ФИО1 административным ответчиком не оспаривается, подтверждается доверенностью от 08.09.2022, определением от 09.09.2022, решением от 09.09.2022, протоколом судебного заседания от 09.09.2022.
В связи с выявлением прокуратурой района факта представления Пинаевой И.В. в Хилокском районном суде 09.09.2022 интересов ФИО1 по административному делу N2а-421/2022 прокурором Хилокского района Забайкальского края ФИО4 14.09.2022 председателю Совета городского поселения "Хилокское" внесено представление, предложено решить вопрос об удалении главы городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В. в отставку в связи с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции".
Решением Совета городского поселения "Хилокское" N от 24.10.2022 в удовлетворении требования прокурора Хилокского района об удалении Главы городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В. в отставку отказано в связи с отсутствием в ее действиях нарушений Федерального закона от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции".
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, частей 1 и 4.1 статьи 36, частей 7.1 и 9.1 статьи 40, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ), пунктом 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее- Федеральный закон N273-ФЗ), частями 1-3 статьи 26 Устава городского поселения "Хилокское", пришел к выводу о том, что допущенное главой городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В. нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в представлении интересов третьего лица в суде, что является безусловным основанием для досрочного прекращения ее полномочий как главы муниципального образования.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона N131-Ф3 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5).
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона (пункт 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона N131-Ф3).
В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления должно соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона N273-Ф3 лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении (часть 9.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона N273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона N131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований о досрочном прекращении полномочий Главы городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район", являются обоснованными.
Доводы административного истца в части отсутствия оснований для прекращения полномочий Главы городского поселения были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суды при рассмотрении заявленных требований руководствовались положениями не только пункта 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона N273-Ф3, но и части 9.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
При этом, суды правомерно исходили из того, что несоблюдение выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции", является безусловным основанием для досрочного прекращения полномочий независимо от наступивших последствий. Несоблюдение выборным высшим должностным лицом городского поселения "Хилокское" установленных ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, нарушает основные государственные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, каковыми являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; освобождение от ответственности за совершение коррупционных правонарушений умаляет значение государственной и муниципальной власти, и тем самым наносит ущерб репутации и авторитету государственной и муниципальной власти.
Вопреки доводам административного ответчика, наличие не обжалованного в судебном порядке решения Совета городского поселения "Хилокское" N от 24.10.2022 об отказе в удовлетворении требования прокурора Хилокского района об удалении Главы городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В. в отставку, не препятствуют как обращению прокурора в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении полномочий Главы городского поселения "Хилокское" Пинаевой И.В, так и разрешению указанного искового заявления судом по существу.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
При таком положении оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.