N 88-7357/2023
г. Кемерово 14 апреля 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 02MS0013-01-2022-000462-84 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" к Шуваеву Альберту Константиновичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени, а также судебных расходов, по кассационной жалобе Шуваева А.К. на решение мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение Чойского районного суда Республики Алтай от 21 октября 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик") обратилось в судебный участок с иском к Шуваеву А.К. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины, судебных расходов по оплате услуг представителя.
Требования мотивированы тем, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Алтай в первой зоне деятельности, в том числе в Чойском районе. Шуваев А.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". За период с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2021 г. у ответчика образовалась задолженность в сумме 3 233, 54 руб. в связи с неоплатой услуг по вывозу и утилизации ТКО. Так как оплата не производилась в установленные сроки, начислены пени за период с 11 мая 2019 г. по 31 марта 2020 г. года в сумме 111, 11 руб. Ранее мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен. В связи с обращением в суд истцом понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб. и по оплате услуг представителя в сумме 2 500 руб.
Решением мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Чойского районного суда Республики Алтай от 21 октября 2022 г, исковые требования удовлетворены частично, с Шуваева А.К. в пользу ООО "Коммунальщик" взыскана задолженность за период 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2021 г. в сумме размере 3 233, 54 руб, пени за период с 11 мая 2019 г. по 31 марта 2020 г. в сумме 111, 11 руб, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб, с также судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1 000 руб, всего взыскано 4 744 руб. ООО "Коммунальщик" отказано во взыскании с Шуваева А.К. судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 1 500 руб.
В кассационной жалобе Шуваева А.К. ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных. В обоснование кассатор указывает, что, не заключал каких-либо договоров по вывозу ТБО, возле дома ответчика отсутствует контейнер для складирования ТБО. Прежде чем требовать с ответчика выполнения обязанностей по оплате необходимо создать соответствующие условия, поставить контейнер, закрепив за ним, заключить договор.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по апрель 2021 г. ООО "Коммунальщик" на основании соглашения от 23 апреля 2018 г. N 1 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством регионального развития Республики Алтай, являлось региональным оператором по обращению с ТКО на территории административно-производственного объединения N 1, в том числе в Чойском районе.
ООО "Коммунальщик" в соответствии с пунктом 8 (17) Правил от 12 ноября 2016 г. N 1156 размещено в печатных средствах массовой информации предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на официальном сайте ООО "Коммунальщик" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://kom04.ru/ с момента присвоения ему статуса регионального оператора - 23 апреля 2018 г. года, а также, как указано в иске, в газете "Звезда Алтая" N 35, газете "Сельчанка" N 35, газете "Листок" N 38.
Шуваев А.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Ответчиком не опровергнуты факт оказания услуги населению с. Туньжа по вывозу и утилизации ЖО на возмездной основе, качество которой соответствует обычно предъявляемым требованиям, и то обстоятельство, что ответчик пользовался либо имел реальную возможность пользоваться данными услугами.
Из представленного истцом расчета за период с 1 апреля 2019 г. по 30 апреля 2021 г. у Шуваева А.К. образовалась задолженность за оказание услуги по вывозу и утилизации ТКО в сумме 3 233, 54 руб, за период с 11 мая 2019 г. по 31 марта 2020 г. начислены пени в сумме 111, 11 руб. Указанный расчет проверен мировым судьей и не оспорен ответчиком.
Разрешая спор, установив ненадлежащее исполнение Шуваевым А.К. своих обязательств, предусмотренных жилищным законодательством, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, принимая во внимание приказы Комитета по тарифам Республики Алтай, мировой судья пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца образовавшейся задолженности по оплате коммунальной услуги в сумме 3 233, 54 руб, пени за неисполнение денежного обязательства в сумме 111, 11 руб.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Шуваева А.К. об отсутствии оснований для взыскания задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "Коммунальщик" несостоятельны.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что по апрель 2021 г. ООО "Коммунальщик" являлся региональным оператором по обращению с ТКО на территории административно-производственного объединения N 1, в том числе в Чойском районе, суды пришли к обоснованному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Отсутствие письменного договора, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между сторонами, поскольку сложившиеся между сторонами отношения в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, рассматриваются как договорные.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка Чойского района Республики Алтай от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение Чойского районного суда Республики Алтай от 21 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шуваева А.К. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.