Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2764/2022 (42RS0009-01-2022-003751-25) по иску Тимофеевой Ю.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 11 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тимофеева Ю.В. (далее по тексту - Тимофеева Ю.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Требования мотивированы тем, что 22 октября 2019 г. истец обратилась через сайт Пенсионного фонда Российской Федерации в Клиентскую службу (на правах отдела) в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) от 10 декабря 2019 г. N Тимофеевой Ю.В. отказано в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы на соответствующих видах работ с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г. (01 месяц 17 дней) - воспитатель детского комбината N 206; с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206; с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. (04 месяца 16 дней) - воспитатель в детском комбинате N 162; с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N1067 и от 29 октября 2002 г. N 781 наименование учреждения - "детский комбинат", где она осуществляла трудовую деятельность, не предусмотрено.
Истец полагает, что с учетом спорных периодов ее специального стажа достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, следовательно, решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 10 декабря 2019 г. N N является незаконным.
Тимофеева Ю.В. просила признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 10 декабря 2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Тимофеевой Ю.В. в части не включения периодов на соответствующих видах работ с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г. (01 месяц 17 дней) - воспитатель детского комбината N 206; с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней)-воспитатель в детском комбинате N 206; с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. (04 месяца 16 дней) - воспитатель в детском комбинате N 162; с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206, обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в ее стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" вышеуказанные периоды работы; обязать ОПФР по Кемеровской области Кузбассу назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 12 февраля 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской. области от 11 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 октября 2022 г. исковые требования Тимофеевой Ю.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 10 декабря 2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Тимофеевой Ю.В. в части не включения периодов на соответствующих видах работ с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г. (01 месяц 17 дней) - воспитатель детского комбината N 206; с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206; с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. (04 месяца 16 дней) - воспитатель в детском комбинате N 162; с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу влзложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Тимофеевой Ю.В. периоды на соответствующих видах работ с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г. (01 месяц 17 дней) - воспитатель детского комбината N 206; с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206; с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. (04 месяца 16 дней) - воспитатель в детском комбинате N 162; с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность назначить Тимофеевой Ю.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 12 февраля 2020 г.
Взысканы с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Тимофеевой Ю.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 11 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 октября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных. Кассатор полагает, что спорные периоды работы не могут быть включены в льготный стаж, поскольку Списками от 6 сентября 1991 г. N463, от 29 октября 2002 г. N781 "детский комбинат" не предусмотрен.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов, Тимофеева Ю.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17 августа 1998 г, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
22 октября 2019 г. Тимофеева Ю.В. обратилась через сайт Пенсионного фонда в Клиентскую службы (на правах отдела) в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 10 декабря 2019 г. N Тимофеевой Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии - 22 года 10 мес. 04 дня, при требуемом - 25 лет), при этом в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости не засчитаны периоды с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г. (01 месяц 17 дней) - воспитатель детского комбинатах" 206; с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206; с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. (04 месяца 16 дней) - воспитатель в детском комбинате N 162; с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) - воспитатель в детском комбинате N 206, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N1067 и от 29 октября 2002 г. N 781 "детский комбинат" не предусмотрен.
Из трудовой книжки Тимофеевой Ю.В. следует, что 14 августа 1992 г. она принята в д/к 206 (так в трудовой книжке) воспитателем согласно пр. 668к от 24 августа 1992 г, уволена по переводу в ведомство городского управления образования 30 сентября 1992 г. согласно ув. 2558 от 13 октября 1992г.; 1 октября 1992 г. принята переводом в д/к N206 воспитателем согласно пр. 1-к от 1 октября 1992 г.; 3 декабря 1992 г. присвоен 7-ой разряд оплаты труда по ЕТС согласно пр. 11-к от 3 декабря 1992 г.; 2 февраля 1994 г. установлен 9 разряд оплаты труда по ЕТС согласно пр. 54-кот 2 февраля 1994 г.; 19 декабря 1994 г. уволена на основании ст. 31 КЗОТ РФ (собственное желание) пр. N85-К от 19 декабря 1994 г.
Судами установлено, что работа истца в период с 14 августа 1992 г..по 30 сентября 1992 г..(01 месяц 17 дней) в качестве воспитателя детского комбината N 206 подтверждается приказом N/к от 24 августа 1992 г, согласно которому молодой специалист Тимофеева Ю.В. принята в д/к 206 14 августа 1992 г..воспитателем с д.о. 1800 в м-ц (образование среднее специальное); справкой N от 19 августа 2019 г, из которой следует, что Тимофеева Ю.В. действительно работала в производственном объединении "Прогресс" с 14 августа 1992 г..по 30 сентября 1992 г..в качестве воспитателя яслей-сада N с занятием штатной должности, выполняющего норму рабочего времени за ставку зарплаты, отпусков без содержания по уходу за ребенком до полутора лет: не было, периоды, не подлежащие включению в специальный стаж (ученический отпуск, отпуск без содержания, простои и т.д.): не было.
Основание выдачи справки: приказ N от 24 августа 1992 г, приказ ув. N от 13 октября 1992 г, штатное расписание служащих, рабочих и младшего обслуживающего персонала яслей-сада 206 за 1992 г, архивная личная карточка N-Я, лицевые счета по зарплате за 1992 г..Из справки также следует, что Производственное объединение "Прогресс" в 1999 г..переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Прогресс" на основании приказа Министра экономики РФ N251 от 19 мая 1999 г..Архив документов по личному составу работников ФГУП "ПО "Прогресс" передан на хранение в ООО "ПО "Прогресс" согласно договору на оказание услуг по архивной обработке документов N от 17 июня 2019 г..и акту приема-передачи архива от 18 июня 2019 г.... В материалы дела представлен договор, заключенный между ПО "Прогресс" и администрацией муниципалитета г..Кемерово, по условиям которого ПО "Прогресс" передал Администрации муниципалитета г..Кемерово на баланс детские комбинаты, в том числе, д/к 162 (по адресу : "адрес") и 206 (по адресу: "адрес"), а также принимает переводом работников детских комбинатов согласно прилагаемых списков. Также представлена историческая справка о переименовании Производственного объединения "Прогресс".
Работа истца в период с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г. (09 месяцев 14 дней) в качестве воспитателя в детском комбинате N 206 подтверждается также приказом N-к от 1 октября 1992 г, в соответствии с которым Тимофеева Ю.В. принята переводом воспитателем в связи с передачей д/к 206 в ведение в ГУО с 1 октября 1992 г.
Работа истца в период с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993г. (04 месяца 16 дней) в качестве воспитателя в детском комбинате N 162 подтверждается приказом N (к) от 13 июля 1993 г, согласно которому Тимофеева Ю.В. принята воспитателем переводом из 206 д/к временно с 15 июля 1993 г.; приказом N (к) от 30 ноября 1993 г, согласно которому Тимофеева Ю.В. переведена воспитателем я/с 162 переводом в д/к 206 с 1 декабря 1993 г, справкой от 20 мая 2021 г, согласно которой Тимофеева Ю.В. действительно работала в яслях-саду N162 в должности воспитателя ясли-сада N 162 с 15 июля 1993 г. (Приказ N (К) от 13 июля 1993 г.): 15 июля 1993г. принята переводом воспитателем в ясли-сада N162 из детского комбината N 206 (Приказ N (К) от 13 июля 1993 г.); 30 ноября 1993 г. переведена в детский комбинат N 206 (Приказ N (К) от 30 ноября 1993 г.). Периодов, не подлежащих включению в специальный стаж нет, с 15 июля 1993 г. выполняет норму рабочего времени за ставку заработной платы. Ясли-сад N162 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение N 162 "Детский сад общеразвивающего вида". Распоряжение администрации города Кемерово свидетельство о государственной регистрации N от 5 декабря 2000 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N 162 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников" с 3 ноября 2020 г. реорганизовано путем присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников". Решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово от 15 июля 2020 г. N. Основание выдачи справки: тарификационный справочник; штатное расписание и книга приказов по личному составу N
Работа истца в период с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. (01 год 19 дней) в качестве воспитателя в детском комбинате N 206 подтверждается справкой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N206 "Детский сад присмотра и оздоровления" N 6 от 17 марта 2022 г, согласно которой Тимофеева Ю.В. работала в ясли-саду N 206 в должности "воспитателя". Принята 14 августа 1992 г. (приказ N от 24 августа 1992 г.). 30 сентября 1992 г. уволена в связи с переводом детского сада в ведомство Городского управления образования (Приказ N от 13 октября 1992 г.). 1 октября 1992 г. принята в детский комбинат в связи с переводом детского сада в ведомство Городского управления образования (Приказ N-л от 1 октября 1992 г.). Уволена 19 декабря 1994г. (приказ N-к от 19 декабря 1994 г). Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Периодов, не подлежащих включению в специальный стаж: отпуск без сохранения заработной платы - нет; учебного отпуска - нет. Нахождение на курсах повышения квалификации - нет. Нахождение в частично - оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет - нет.
Согласно справке Управления образования Администрации города Кемерово от 11 ноября 2020 г. N, запись с 14 августа 1992 г. по 30 сентября 1992 г, с 1 октября 1992 г. по 14 июля 1993 г, с 1 декабря 1993 г. по 19 декабря 1994 г. "Детский комбинат N206" г. Кемерово соответствует названию "Детский сад N 206" г. Кемерово; запись с 15 июля 1993 г. по 30 ноября 1993 г. "Детский комбинат N 162" г. Кемерово соответствует названию "Детский сад N 162". В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1959 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", а также Временным положением о дошкольном учреждении ясли-сад, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 8 марта 1960 г. ("Сборник документов 1917-1973 "Народное образование СССР" г. Москва, "Педагогика", 1974 (с. 335-340) было утверждено такое наименование детских дошкольных учреждений как ясли-сад. В соответствии с действовавшим в запрашиваемый период Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" 175018, утвержденным 1 января 1976г, в разделе 92400 (3) "Дошкольное воспитание" наименование учреждений обозначено: "детский сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки". Таким образом, названия "детский комбинат", "ясли-сад" соответствовали названию "детский сад". Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N677, дошкольные образовательные учреждения - детские ясли-сад переименованы в соответствии с их направленностью - детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеобразовательного вида и т.д.
Руководствуясь статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, положениями Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995г. N 677, Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденном 1 января 1976 г..и действовавшем до 1 января 2003 г, разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из того, что в спорные периоды Тимофеева Ю.В. работала полный рабочий день воспитателем, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей - в детском комбинате, то есть выполняла работу в учреждении и по профессии, предусмотренных соответствующими Списками, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по
старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и признании незаконным решения ответчика от 10 декабря 2019г. N в части отказа в назначении ей пенсии, поскольку стаж работы истца составляет более 25 лет.
При этом, отклоняя доводы ответчика о невозможности включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, так как списками от 06 сентября 1991г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N1067 и от 29 октября 2002г. N 781 "детский комбинат" не предусмотрен, суд первой инстанции указал, что детские комбинаты тождественны детским дошкольным учреждениям всех типов, предусмотренным указанными Списками.
Руководствуясь статьями 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", частью 3 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", приложением N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", исходя из того, что необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей (25 лет) у истца выработан по состоянию на 11 августа 2019 г, право на назначение пенсии Тимофеевой Ю.В. могло быть реализовано не ранее, чем через 6 месяцев со дня приобретения педагогического стажа, необходимого для назначения такой пенсии, то есть не ранее 12 февраля 2020 г, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначение Тимофеевой Ю.В. досрочной страховой пенсии по старости с 12 февраля 2020 г. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что предоставление работодателями сведений за спорные периоды в отношении истца на общих основаниях, при наличии достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что работа истца в спорные периоды соответствовала характеру и условиям труда, дающим право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не является препятствием для включения спорных периодов работы в специальный стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего трудового законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, с применением положений абзаца 3 пункта третьего указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно указанному Списку в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли - сад (сад - ясли), детские ясли.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели в детских дошкольных учреждениях всех типов.
Разделом 924003 "Дошкольное воспитание" Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 1 января 1976 г. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 1 января 2003 г. (утратил силу в соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Главной деятельностью детских комбинатов являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В Приложении N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" предусмотрено увеличение на 12 месяцев срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право на страховую пенсию возникнет в 2019 году.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 г.г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в спорные периоды Тимофеева Ю.В. работала полный рабочий день воспитателем, осуществляла педагогическую деятельность в организациях для детей, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", то есть наименование учреждений "детский сад (ясли - сад)" и "детский комбинат" идентичны, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку повторяют правовую позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судебных инстанций и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованных судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 11 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.