N
(8Г-5631/2023)
г. Кемерово 21 апреля 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ветровой Н.П, рассмотрев материалы УИД по делу N13-2237/2022 по иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Решетовой Валентины Григорьевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Администрации Кулундинского района о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки больного от места его жительства до места получения медицинской помощи и обратно и обеспечения финансирования указанных мероприятий, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на определение Алтайского краевого суда от 06 декабря 2022 г.
установил:
Министерство здравоохранения Алтайского края обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N-ИП от 14 апреля 2022 г.
Заявление мотивировано тем, что решением Кулундинского районного суда Алтайского края по гражданскому делу N2-418/2021 было отказано в удовлетворении требований прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Решетовой Валентины Григорьевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Администрации Кулундинского района Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Решетиовой В.Г. от места ее жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) и обратно и обеспечения финансирования указанных мероприятий.
Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 01.03.2022 года решение Кулундинского районного суда алтайского края отменено, исковые требования удовлетворены, на Министерство здравоохранения Алтайского края наложена обязанность организовать и обеспечить доставку Решетовой В.Г. от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи "данные изъяты"
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю 22.03.2022 возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Во исполнение судебного решения Министерством здравоохранения Алтайского каря было издано распоряжение от 21 апреля 2022 г. N500, в соответствии с которым организация и обеспечение доставки Решетовой В.Г. от места проживания к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, согласно графику проведения процедуры, возложена на КГБУЗ "Кулундинская ЦРБ".
25 марта 2020 г. Правительством Алтайского края принято Постановление N 129 "О внесении изменений в Постановление Администрации Алтайского края от 05 октября 2007 г. N 466", в соответствии с которым материальная помощь гражданам, нуждающимся в проведении процедуры гемодиализа, предоставляется в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом.
Приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 09 марта 2021 года N27/Пр/74 были внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 11 декабря 2017 г. N 549 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Рассмотрение обращений малоимущих граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи в денежной форме", в соответствии с которыми виды материальной помощи, оказываемые Министерством труда и социальной защиты Алтайского края, были дополнены предоставлением компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом, в том числе услугами такси.
Материальная помощь в виде затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа является принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации конкретным механизмом организации оказания населению указанной специализированной медицинской помощи. Органом исполнительной власти определено Министерство социальной защиты населения Алтайского края, для которого выплата указанной компенсации является не правом, а обязанностью.
Таким образом, заявитель указывает, что в настоящий момент Министерство труда и социальной защиты Алтайского края является органом, уполномоченным на предоставление вышеуказанного вида материальной помощи гражданам, нуждающимся в проведении процедуры гемодиализа.
Министерством здравоохранения Алтайского края были надлежащим образом инициированы процедуры про исполнению судебного решения вплоть до 01 января 2022 г, когда его исполнение стало невозможным в связи с изменением порядка предоставления государственных льгот пациентам, нуждающимся в процедуре гемодиализа, в связи с чем заявитель обратился в суд.
Определением Железнодорожного районного суда Алтайского края от 26 августа 2022 года заявление Министерства здравоохранения Алтайского края удовлетворено, прекращено исполнительное производство N-ИП, возбужденное 14 апреля на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного Кулундинским районным судом Алтайского края по делу N2-418/2021.
Определением Алтайского краевого суда от 06 декабря 2022 г. определение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 августа 2022 года отменено и вопрос разрешен по существу.
Заявление Министерства здравоохранения Алтайского края о прекращении исполнительного производства N-ИП, возбужденного 14 апреля 2022 года на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного Кулундинским районным судом Алтайского края по делу N2-418/2021 оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Алтайского края на определение Алтайского краевого суда от 06 декабря 2022 г, принять новый судебный акт о прекращении исполнительного производства.
В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции.
Считает, что в настоящее время Министерство социальной защиты Алтайского края является органом, уполномоченным на предоставление материальной помощи в виде компенсации транспортных затрат либо в виде доставки при помощи мобильных бригад, гражданам, нуждающимся в проведении процедуры гемодиализа.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Кулундинского районного суда Алтайского края по гражданскому делу N было отказано в удовлетворении требований прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Решетовой Валентины Григорьевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, Администрации Кулундинского района Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Решетиовой В.Г. от места ее жительства до места получения медицинской помощи "данные изъяты" и обратно и обеспечения финансирования указанных мероприятий.
Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 01 марта 2022 года решение Кулундинского районного суда алтайского края отменено, исковые требования удовлетворены, на Министерство здравоохранения Алтайского края наложена обязанность организовать и обеспечить доставку Решетовой В.Г. от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю 22 марта 2022 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 года N 502 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В разделе V "Финансовое обеспечение Программы" указано, что за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно.
При этом, оплата услуги по транспортировке пациентов осуществляется органами социальной защиты населения Алтайского края в соответствии с приказом Минтрудзащиты Алтайского края от 5 октября 2017 года N 430 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" (в редакции Приказа Минсоцзащиты Алтайского края от 28 июля 2020 года N 27/Пр/245 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 года N 430").
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 июня 2022 года N 242 утвержден Порядок предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения "данные изъяты", в соответствии с которым заявители (их представители) подают заявление о предоставлении материальной помощи по форме, утвержденной Министерством социальной защиты Алтайского края, в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства заявителя. Решение о предоставлении материальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается созданным при органах социальной защиты населения комиссиями по предоставлению материальной помощи.
Разрешая заявление Министерства здравоохранения Алтайского края и прекращая исполнительное производство, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Министерства здравоохранения Алтайского края утрачена возможность для исполнения решения Кулундинского районного суда Алтайского края в отношении Решетовой В.Г, поскольку на данный орган больше такая обязанность законом не возлагается в связи с установленным Постановлением Правительства Алтайского края от 25 марта 2020 года N 129 механизмом предоставления Министерством труда и социальной защиты Алтайского края материальной помощи в виде компенсации транспортных затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедуры "данные изъяты" и обратно.
С такими выводами суд апелляционной инстанции не согласился.
Разрешая заявление и отказывая в удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что установление в настоящее время мер социальной поддержки лиц, страдающих заболеваниями, при которых имеется необходимость в регулярном посещении процедуры гемодиализа, в виде возможности получения компенсации стоимости проезда не указывает на возникновение у Министерства здравоохранения Алтайского края неустранимых препятствий в исполнении решения суда.
Судом апелляционной инстанции было учтено, что факт возбуждения исполнительного производства после утверждения Порядка предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения "данные изъяты", при рассмотрении вопроса о прекращении исполнительного производства правового значения не имеет.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами, изложенными в апелляционном определение.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенной нормы является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Из содержания части 1 статьи 43 вышеуказанного Федерального закона следует, что исполнительное производство подлежит прекращению судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
По своей правовой природе основания прекращения исполнительного производства носят объективно неустранимый характер и свидетельствуют о невозможности или безрезультатности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 25.11.2020 N 2799-О, от 28 января 2021г. N 110-О, нормативное положение пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Данное законоположение направлено на обеспечение баланса интересов должника и взыскателя. Решение же вопроса о наличии оснований для прекращения исполнительного производства осуществляется судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами. Прекращение исполнительного производства - это право суда. Результат реализации судом этого права зависит от оценки всех юридических фактов по делу.
Указав, что установление мер социальной поддержки лиц, страдающих заболеваниями, при которых имеется необходимость в регулярном посещении процедуры "данные изъяты" в виде возможности получения компенсации стоимости проезда не устанавливает неустранимых препятствий в исполнении решения суда, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Обстоятельства, на которые ссылается Министерство здравоохранения Алтайского края в обоснование своего заявления, не являются основанием для прекращения исполнительного производства, не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного листа и не влияют на его обязанность исполнить исполнительный документ.
Прекращение исполнительного производства по данному основанию не соответствует задачам судопроизводства, не обеспечивает принцип исполнимости судебных актов.
Изменение порядка предоставления государственных льгот пациентам, нуждающимся в процедуре гемодиализа не исключает обязанности Министерства здравоохранения Алтайского края исполнить судебный акт.
В связи с чем основания для удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства вопреки мнению кассатора, отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения заявления о прекращении исполнительного производства, субъективное толкование норм права применительно к установленным правоотношениям и обстоятельствам, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить в качестве основания для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены апелляционного определения не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Алтайского краевого суда от 06 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Судья Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.