Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Колпаковой А.В. и Семейкиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-206/2022 (УИД N) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым Кузнецова В.В. к Совету министров Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Алиева М.С, Совета министров Республики Крым Дмитрийчук Л.В, Министерства финансов Республики Крым Коротышева В.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Костюка А.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее также - Постановление N 659, Порядок N 659).
Данный документ опубликован 16 октября 2020 г. на официальном сайте Совета министров Республики Крым (http://rk.gov.ru).
Согласно пункту 24 Порядка N 659 органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о необходимости в срок до 1 октября соответствующего года обратиться за распоряжением средствами единовременной выплаты.
Уведомление направляется посредством почтовой связи (с описью вложения и уведомлением о вручении) либо вручается гражданину лично под роспись с указанием даты вручения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2022 г. N 1065 в постановление Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 внесены изменения, в абзаце первом пункта 24 слова "о необходимости" заменены словами "о предоставлении права".
В соответствии с абзацем первым пункта 36 Порядка N 659 в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 октября 2021 г. N 648 приобретаемое с использованием средств единовременной выплаты жилое помещение должно находиться на территории Республики Крым, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и должно быть не менее учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, установленной муниципальным образованием в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором оно приобретается.
Заместитель прокурора Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения заявленных требований просил признать не действующими: пункт 24 Порядка N 659 в редакциях постановлений Совета министров Республики Крым от 29 октября 2021 г. N 648, от 29 ноября 2022 г. N 1065 в части сокращения срока распоряжения средствами единовременной выплаты с 24 месяцев до 9 месяцев, как противоречащего части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон N 631-ЗРК); пункт 36 Порядка N 659 в редакции постановления Совета Министров Республики Крым от 29 октября 2021 г. N 648 в части установления требования к приобретаемому жилому помещению - не менее учетной нормы на каждого члена семьи, установленной муниципальным образованием в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором оно приобретается, в связи с несоответствием части 4 статьи 6 Закона N 631-ЗРК, статье 2 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон N 116-ЗРК), части 1 статьи 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым".
Определением Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2022 г. прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым в части признания не действующим пункта 24 Порядка N 659 в редакции постановления Совета Министров Республики Крым от 29 октября 2021 г. N 648.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2022 г. административное исковое заявления заместителя прокурора Республики Крым удовлетворено частично; признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 36 Постановления N 659 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 октября 2021 г. N 648) в части указания на то, что приобретаемое с использованием средств единовременной выплаты жилое помещение должно быть не менее учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, установленной муниципальным образованием в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором оно приобретается; в удовлетворении остальной части требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Крым просит отменить обжалуемый судебный акт в части, касающейся удовлетворения заявленных требований, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме. Выражает несогласие с выводом суда о том, что устанавливая в пункте 36 Порядка N 659 характеристики жилого помещения, приобретаемого с использованием средств единовременной выплаты после вступления в силу Закона N 116-ЗРК, Совет министров Республики Крым вышел за пределы полномочий, определенных в этом законе. Поскольку действие Закона N 631-ЗРК приостановлено в целом до 1 января 2024 г, то содержащиеся в оспариваемой норме Порядка N 659 положения направлены на усовершенствование механизма предоставления соответствующей дополнительной меры социальной поддержки в отсутствие соответствующего правового регулирования и полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем административного истца поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится социальная защита (пункт "ж" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а равно по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. (части 1, 2 и 5 статьи 76).
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки, в том числе семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В соответствии с частью 4 статьи 26.3-1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Государственным Советом Республики Крым 14 августа 2019 г. принят Закон N 631-ЗРК, которым установлена в Республике Крым дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, определен порядок ее предоставления.
Частью 4 статьи 6 названного регионального закона установлены требования к жилому помещению, приобретаемому с использованием средств единовременной выплаты, которое должно находиться на территории Республики Крым, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и не может быть приобретено у граждан, состоящих с заявителем в родственных отношениях, к которым относятся: родители (усыновители), дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), в том числе те, с которыми брак расторгнут, братья, сестры, дедушки, бабушки, другие родственники.
Не допускается приобретение гражданами жилья, признанного в установленном порядке не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям (непригодным для проживания).
Согласно части 1 статьи 7 этого же закона распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Законом N 116-ЗРК приостановлено действие Закона N 631-ЗРК до 1 января 2024 г.
Статьей 2 Закона N 116-ЗРК Совет министров Республики Крым наделен полномочиями по установлению порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом N 631-ЗРК до вступления в силу настоящего Закона.
Во исполнение указанной нормы закона Советом министров Республики Крым 16 октября 2020 г. принято Постановление N 659, которым утвержден оспариваемый в части Порядок. Действие постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574 приостановлено до 1 января 2024 г. постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 656.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление N 659 принято высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.
Указанное также следует из вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2022 г, вынесенного по результатам апелляционного рассмотрения административного дела N 2а-154/2022 (УИД 91OS0000-01-2022-000201-58) по административному исковому заявлению Джемилевой Э.Ю. об оспаривании положений раздела 1 и пункта 3 раздела 3 Порядка N 659 в части слов, указывающих только на лиц, обратившихся за получением сертификата на единовременную выплату до вступления в силу Закона N 116-ЗРК.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, установив отсутствие противоречия пункта 24 Порядка N 659 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2022 г. N 1065) нормативным правовым актам, имеющую большую юридическую силу, а также соответствие его принципу правовой определенности, не нашел оснований для признания указанной нормы не действующей.
Судебная коллегия находит данную позицию суда первой инстанции основанной на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствующей материалам дела.
Лицами, участвующими в деле, решение суда в указанной части не обжалуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими оспариваемых положений пункта 36 Порядка N 659, которыми наряду с установленными частью 4 статьи 6 Закона N 631-ЗРК требованиями к жилому помещению, приобретаемому с использованием средств единовременной выплаты, предусмотрено дополнительное требование о том, что такое жилое помещение должно быть не менее учетной нормы жилого помещения на каждого члена семьи, установленной муниципальным образованием в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором оно приобретается.
При этом суд верно исходил из того, что статьей 2 Закона N 116-ЗРК Совет министров Республики Крым уполномочен установить исключительно порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом N 631-ЗРК, соответственно, устанавливая в пункте 36 Порядка N 659 характеристики жилого помещения, приобретаемого с использованием средств единовременной выплаты после вступления в силу Закона N 116-ЗРК, Совет министров Республики Крым вышел за пределы полномочий, определенных в этом законе, а установленное данным пунктом оспариваемое правовое регулирование не соответствует части 4 статьи 6 Закона N 631-ЗРК, имеющей большую юридическую силу.
В этой связи является несостоятельным приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что содержащиеся в пункте 36 Порядка N 659 положения направлены на усовершенствование механизма предоставления соответствующей дополнительной меры социальной поддержки ввиду приостановления действия Закона N 631-ЗРК и отсутствия соответствующего правового регулирования, поскольку Законом N 116-ЗРК Совет министров Республики Крым такими полномочиями наделен не был.
Доводы автора апелляционной жалобы, указывающие на обоснованность применения в качестве критерия оценки приобретаемого жилого помещения учетной нормы площади жилого помещения со ссылкой на федеральные правовые акты, а также на судебные акты, принятые по конкретным делам, не опровергают вышеизложенные выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, в частности в Постановлении от 27 марта 2018 г. N 13-П, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.
Устанавливая в Законе N 631-ЗРК требования к жилому помещению, приобретаемому с использованием средств единовременной выплаты, законодательный орган Республики Крым не предусмотрел учетную норму площади жилого помещения в качестве необходимой характеристики приобретаемого жилого помещения, а поручая Совету министров Республики Крым утвердить порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом N 631-ЗРК до вступления в силу Закона N 116-ЗРК, не наделил его соответствующими полномочиями по определению дополнительных критериев, которым должно отвечать такое помещение.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемые положения пункта N 36 Порядка N 659 противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 22 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.