Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.А, судей Войты И.В. и Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО8 на решение Московского городского суда от 27 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года по административному делу по административному иску ФИО15 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 3а-1623/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, объяснения административного истца ФИО17, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
12 января 2022 года ФИО6. обратился в Московский городской суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что 5 декабря 2018 года ФИО7. направил в Замоскворецкий районный суд города Москвы административное исковое заявление о признании незаконным распоряжения Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН России) об отказе в переводе его в другое исправительное учреждение. Административное дело (далее - дело об оспаривании распоряжения ФСИН России) рассматривалось более трёх лет. По мнению ФИО10, длительное рассмотрение дела об оспаривании распоряжения ФСИН России было вызвано неэффективными и несвоевременными действиями судов первой и апелляционной инстанций. В связи с этим ФИО9. просил в судебном порядке признать факт нарушения его права на судопроизводство в разумный срок, взыскать в его пользу компенсацию "данные изъяты" рублей (л.д. 43-46, 51).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального казначейства по городу Москве (л.д. 74).
27 мая 2022 года Московский городской суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска (л.д. 81-88). ФИО11. обжаловал его в апелляционном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года решение суда оставлено без изменения (л.д. 193-200).
В кассационной жалобе, поданной через Московский городской суд 22 февраля 2023 года, ФИО14 просит отменить судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы административный истец указал, что судами были неправильно оценены действия суда при рассмотрении дела об оспаривании распоряжения ФСИН России. С учётом сроков совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений, общего срока рассмотрения данного дела следовало признать, что судами было неэффективно организовано судопроизводство, в результате чего нарушено его право на судопроизводство в разумный срок.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав административного истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Таких оснований по данному административному делу не установлено.
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (ч. 1 и 2 ст. 1).
В КАС Российской Федерации указано, что одним из принципов административного судопроизводства является осуществление административного судопроизводства в разумный срок (п. 4 ст. 6). Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу (ч. 1 и 2 ст. 10, ч. 3 ст. 258).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации действия суда признаются достаточными и эффективными, если они осуществляются в целях своевременного рассмотрения дела, в частности, судом эффективно проводилась подготовка дела к судебному разбирательству, осуществлялось руководство ходом судебного заседания в целях создания условий для всестороннего и полного исследования доказательств и выяснения обстоятельств дела, а также из судебного разбирательства устранялось то, что не имело отношения к делу. С учётом изложенного исследованию подлежат вопросы, связанные со своевременностью назначения дела к слушанию, проведением судебных заседаний в назначенное время, обоснованностью отложения дела, сроками изготовления судьей мотивированного решения и направления его сторонам, полнотой осуществления судьей контроля за выполнением работниками аппарата суда своих служебных обязанностей, в том числе по извещению участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, своевременным изготовлением протокола судебного заседания и ознакомлением с ним сторон, полнотой и своевременностью принятия судьей мер в отношении участников процесса, в частности мер процессуального принуждения, направленных на недопущение их процессуальной недобросовестности и процессуальной волокиты по делу, осуществлением судьей контроля за сроками проведения экспертизы, наложением штрафов, а также мер в отношении других лиц, препятствующих осуществлению правосудия, и т.д. Судам следует учитывать, что превышение общей продолжительности судопроизводства по административному делу равной трём годам само по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок (абз. 1 и 2 п. 44, 57 постановления от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
Исходя из обстоятельств административного дела, приведённых правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Суды первой и апелляционной инстанции в обжалованных судебных актах подробно описали движение дела об оспаривании распоряжения ФСИН России, проанализировали фактическую сложность данного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общую продолжительность судопроизводства в контексте указанных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и установили, что процессуальные действия и решения совершались и принимались без нарушения процессуальных сроков и в соответствии с принципом осуществления судопроизводства в разумный срок с учётом нахождения административного истца в исправительном учреждении в Ямало-Ненецком автономном округе и необходимости обеспечения его права на участие в судебном разбирательстве посредством видеоконференцсвязи. В данном случае незначительное превышение трёхлетнего срока рассмотрения дела было вызвано поздним поступлением жалоб ФИО12 на судебные акты. Основания полгать, что выводы, изложенные в обжалованных судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, отсутствуют.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, судебная коллегия отвергает. Указанные административным истцом сведения о сроках рассмотрения дела об оспаривании распоряжения ФСИН России и совершения отдельных процессуальных действий по данному делу не свидетельствуют о действительном нарушении судом разумных сроков рассмотрения административного дела. Доводы ФИО16. направлены на переоценку обстоятельств административного дела, осуществление которой не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Неправильного применения норм материального права, нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов, судами не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 27 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО13 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.