Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8
судей ФИО6, ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о защите пенсионного права, по кассационной жалобе представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО4 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по "адрес" о защите пенсионного права.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФР по "адрес" в досрочном назначении страховой пенсии ФИО3 отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Основанием для отказа в установлении пенсии по старости послужило то, что в льготный стаж для досрочного назначения пенсии пенсионный орган не засчитал периоды прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - день отдыха в связи со сдачей крови в соответствии со справкой ОБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" от ДД.ММ.ГГГГ N. Специальный стаж работы, по расчету ответчика, на дату предъявления заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости, составил 29 лет 10 месяцев 18 дней.
Не согласившись с принятым решением, ФИО3 обратился в суд с настоящим иском, в котором просил включить в специальный стаж указанные периоды, а также обязать ГУ-ОПФР по "адрес" назначить ФИО3 досрочно страховую пенсию по старости.
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены частично; признано незаконным решение ГУ- ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5; ДД.ММ.ГГГГ - день отдыха в связи со сдачей крови; на ГУ- ОПФР по "адрес" возложена обязанность включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5 и ДД.ММ.ГГГГ - день отдыха в связи со сдачей крови; на ГУ- ОПФР по "адрес" возложена обязанность назначить ФИО3 досрочно страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ, с даты возникновения соответствующего права. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в стаж работы ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 4.1 ст.30 ФЗ " О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ и назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения соответствующего права - отменено. В указанной части принято новое решение, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Государственного Учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5 с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ " О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с даты возникновения права-отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, представителем истца ФИО3 по доверенности ФИО4 ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного. В обоснование своей позиции, указывает, что судебный акт апелляционной инстанции принят с нарушением норм материального права. Считает, что в случае действия противоречащих друг другу постановлений ФИО1 в отношении одного и того же предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, он имеет право выбора. Указывает на то, что судом апелляционной инстанции не учтено, что в соответствии с действующим законодательством в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В связи с реорганизацией с ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес".
В материалы дела ответчиком представлены письменные возражения на кассационную жалобу стороны истца.
В заседании судебной коллегии суда кассационной инстанции представитель истца по доверенности ФИО4 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность постановления суда апелляционной инстанции, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Закон о страховых пенсиях), истцу решением ГУ- ОПФР по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в назначение пенсии отказано, в виду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
В соответствии с указанным решением, специальный стаж истца составляет 29 лет 10 месяцев 18 дней при требуемом стаже 30 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 144, 386 при требуемой величине 21.
Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ - день отдыха в связи со сдачей крови, в соответствии со справкой ОБУЗ "Станция скорой медицинской помощи "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности требований истца. Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов службы в рядах Советской Армии, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца с учетом наличия у ФИО3 выработки более 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной пенсии по старости, полагая, что все условия, предусмотренные Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N соблюдены, в связи с чем, включил в специальный стаж период службы по призыву в Вооруженных силах ФИО5. Также указал, что поскольку в силу положений ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранялось рабочее место и средний заработок, период предоставления донорского дня также подлежит включению в специальный стаж. В связи с тем, что включение спорных периодов свидетельствует о неправомерности решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу ФИО3, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу, что специальный стаж для ФИО3 является выработанным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно у истца возникло право на досрочное назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции не согласилась с выводами суда первой инстанции в части разрешения требований о признании незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе включить ФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в стаж работы ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 4.1 ст. 30 ФЗ " О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ и назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения соответствующего права.
Отменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вывод суда первой инстанций о возможности включения периода службы ФИО3 в составе Вооруженных Сил ФИО5 в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им лечебной деятельности со ссылкой на постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. В связи с чем, не могут быть признаны правомерными и выводы районного суда о возникновении у ФИО3 с учетом периода его службы в составе Вооруженных Сил ФИО5, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента возникновения права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания п. 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, согласно подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; согласно указанному постановлению, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет;
Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, учет периодов такой деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ, производится в соответствии с постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В стаж на соответствующих видах работ ответчиком включены отдельные периоды работы истца в должности фельдшера выездной бригады на станции скорой медицинской помощи имевшие место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего продолжительностью 29 лет 10 месяцев 18 дней
При этом ответчиком при оценке пенсионных прав истца учтено, что номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденным приказом Минздрава России N от ДД.ММ.ГГГГ, а также Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, должность фельдшера выездной бригады не предусматривалась.
Работа в должности фельдшера выездной бригады включена в специальный стаж истца с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым установлено тождество наименования должностей "фельдшер выездной бригады" наименованию должности "фельдшер", предусмотренной Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым включение в специальный стаж службы в армии не предусмотрено.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшим в период прохождения истцом военной службы, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил ФИО5; при этом в п. 4 указанного Положения, установлено, что время такой работы (службы), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, а служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил ФИО5 засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил ФИО5, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной в связи с лечебной деятельностью, а начало лечебной деятельности истца имело место с ДД.ММ.ГГГГ, то есть у него отсутствовал специальный стаж лечебной деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил ФИО5, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам здравоохранения службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа лечебной деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Вопреки доводам кассационной жалобы стаж работы по специальности по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", у истца отсутствует. Начало медицинской деятельности истца имело место после изменения правового регулирования, то есть в период действия Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возможность зачета в специальный стаж иных периодов, не относящихся к лечебной деятельности, в том числе периода службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не по специальности, постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено не было, как не предусмотрено и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции, учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах, пришел к верному выводу об отказе истцу в удовлетворении требований в указанной части. Учитывая продолжительность специального стажа истца, которая на дату обращения к ответчику и принятия им оспариваемого решения составила менее 30 лет, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для назначении ФИО3 страховой пенсии по старости досрочно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.