Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником Ипатовым С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Киреевой Е.Б. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Киреевой Елены Борисовны к ГКУ "ГЦЖС", ГБУ МФЦ города Москвы о признании незаконными действий по начислению несуществующей задолженности и направлении недостоверных сведений, обязании восстановить выплату жилищной субсидии, взыскании незаконно удержанной суммы субсидии отказать;
установила:
Киреева Е.Б. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий МФЦ района Бирюлёво Восточное по начислению несуществующей задолженности и направлении недостоверных сведений в ГКУ "ГЦЖС"; обязании ГКУ "ГЦЖС" возобновить выплату жилищной субсидии с 01.10.2021 г, а также взыскать незаконно удержанную жилищную субсидию с 01.10.2018 г. в сумме 38 232 руб.
В обоснование своих требований истец указывает, что с марта 2017 года городским отделом жилищных субсидий Киреевой Е.Б. была приостановлена выплата жилищной субсидии в связи с имеющейся задолженностью по жилищно-коммунальным платежам. Истцом в адрес ГКУ "ГЦЖС" было направлено претензионное письмо с приложением к нему решения суда от 26.11.2020 г, которым к долгу по ЖКУ был применен срок исковой давности и списана задолженность за период по 2016 г. включительно, а также признано незаконным начисления задолженности по оплате ЖКУ за сентябрь-ноябрь 2018 г, июль 2019 г. Несмотря на вступившее в законную силу решение, задолженность не списана, субсидия не предоставлена.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Киреева Е.Б, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Киреевой Е.Б, поддержавшая доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Можаровой О.М, Карпушова И.В, которые возражали против жалобы истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Предоставление субсидии в городе Москве регламентировано Постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве и Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 г. N 111 -ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесение изменений в правовые акты Правительства Москвы" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (Приложение N 1 к Постановлению, далее -Административный регламент).
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (п. 2.3.1. Административного регламента).
В соответствии с действующими на момент приостановки и прекращения субсидии Правилами назначение субсидии возможно только при погашении задолженности или заключении соглашения о погашении задолженности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Киреева Е.Б. и Киреев М.Ю. является собственниками жилого помещения по адресу: Москва, ул.Михневская, д. 19, корп.1 кв.3. Каждый собственник имеет отдельный код плательщика.
Киреева Е.Б. получала субсидию по своему коду плательщика с 01 марта 2015 г. по март 2017 г.
Управляющей организацией по месту проживания истца является Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник района Бирюлево Восточное" (далее- управляющая организация).
По электронным сведениям, представленным в районный отдел центра жилищных субсидий N 40 "Бирюлево Восточное" управляющей организацией, по состоянию на май 2017г. у истицы имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Поскольку документы, свидетельствующие об урегулировании истицей вопроса о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в адрес районного отдела центра жилищных субсидий N 40 "Бирюлево Восточное" не поступали, выплата субсидии Киреевой Е.Б. была прекращена.
29.03.2021 г. Киреева Е.Б. направила в адрес ГКУ "ГЦЖС" претензию с требованием возобновить выплату субсидии, а также выплатить ранее не выплаченную субсидию за период с апреля 2018 года по март 2021 года. К претензии было приложено решение Нагатинского районного суда г.Москвы от 26.11.2020 г, однако претензия Киреевой Е.Б. была оставлена без удовлетворения.
Разрешая исковые требования Киреевой Е.Б, руководствуясь положениями п.8 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве и Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 г. N 111 -ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесение изменений в правовые акты Правительства Москвы" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (Приложение N 1 к Постановлению, далее -Административный регламент), Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, при этом суд исходил из того, что наличие непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии соглашения по ее погашению в соответствии с действующим на момент приостановки и прекращения правилами, назначение субсидии являлось предусмотренным законом на момент основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установлено, что вопросы о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг решаются гражданином непосредственно с "исполнителем" - юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения норм уполномоченным органом, в том числе отсутствует возможность возобновления субсидии после ее прекращения в соответствии с Правилами и Административным регламентом.
Пунктом 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно статье 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке.
ГКУ "ГЦЖС" является исполнителем нормативных актов Правительства Москвы, осуществляет назначение, выплату, и прекращение субсидии в строгом соответствии с предусмотренными требованиями законодательства города Москвы, в связи с чем, возмещение не назначенной или прекращенной на законных основаниях субсидии за предыдущие периоды не представляется возможным.
Сведения о фактически начисленных гражданам платежах за ЖКУ, необходимые для предоставления субсидии, ГКУ "ГЦЖС" ежемесячно получает в электронном виде от управляющих организаций или по их поручению от МФЦ (пункт 64 Правил).
За достоверность представленных сведений несет организация, предоставившая их (п. 15 Правил).
Именно эти организации, в случае предоставления неверных сведений о задолженности, несут риск компенсации ущерба заявителю от неполученной субсидии.
Таким образом, в компетенцию ГКУ "ГЦЖС" не входит оценка документов по начислению и оплате жилого помещения и коммунальных услуг, т.к. учреждение не рассчитывает платежи за жилое помещение и коммунальные услуги, не видит их прохождение, а также не обладает возможностью выяснения причин возникновения задолженности.
Согласно п.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.3.2.1 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и иные услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, владельцам, собственникам жилых помещений, формирования единого платежного документа с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ) при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
В соответствии с пп.2, 31, 67 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанность по производству расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги, формированию платежного документа и предъявление его потребителю возложена на управляющую компанию, которая несет ответственность за качество оказания услуг, а также достоверное начисление.
В соответствии с утв. первым зам. Мэра в Правительстве Москвы 04.03.2008 "Регламентом информационного взаимодействия ГУ ИС района с Управляющими организациями", разработанным во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП:
- функции по начислению и сбору платы за ЖКУ и связанные с ними функции ГУ ИС района осуществляет в соответствии с Договором об организации расчетов за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и организации формирования и доставки ЕПД (далее - Договор об организации расчетов), заключаемым ГУ ИС АО (действующего по поручению ГУ ИС района) с Управляющей организацией и поставщиком услуг и ресурсов;
- функции по начислению платежей за ЖКУ, формированию ЕПД, а также ведению паспортной работы ГУ ИС района осуществляет по поручению Управляющей организации;
Согласно Постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 267-ПП "Об утверждении Регламента взаимодействий государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, ресурсоснабжающими деятельность по управлению услуг и кредитной организацией" между ГБУ МФЦ г. Москвы и управляющими организациями заключаются договоры на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги.
В соответствии с п. 2.1.2.1.4 постановления Правительства Москвы от 28.02.2006 N 132-ПП "Об автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" финансовым оператором системы УИРЦ является АКБ "Банк Москвы", осуществляющий комплекс работ по расчетному обслуживанию системы ЕИРЦ: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг.
При указанных обстоятельствах, ГБУ МФЦ г. Москвы производит формирование ЕПД на основании трёхстороннего договора, заключенного между Управляющей компанией, ГБУ ФЦ Москвы и ПАО "Банк ВТБ" (преемник АКБ "Банк Москвы").
В соответствии с п. 2.1.2. и п. 2.1.3 указанного договора ГБУ МФЦ Москвы осуществляет ежемесячные начисления платежей, подлежащих оплате плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществляет соответствующую корректировку начислений в соответствии с письменными поручения поставщика (управляющей организации).
Таким образом, ГБУ МФЦ Москвы выполняет функции жилищных организаций в сфере расчета (перерасчета) платы за ЖКУ и самостоятельно объем сведений в части расчетом (перерасчетов) по оплате ЖКУ не определяет- расчет (перерасчет) платы ЖКУ осуществляется на основании письменных поручений от управляющей компании, с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих.
Расчеты за жилое помещение, коммунальные и иные услуги производятся ГБУ города Москвы на основании информации, содержащейся в программном комплексе АСУ ЕИРЦЭ, поручений, полученных от поставщиков услуг в УК.
При этом, в соответствии с Административным регламентом (п.3.2.1) МФЦ в рамках оказания государственной услуги осуществляет только прием заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и выдача результатов предоставления государственной услуги заявителю. Также решение о назначении или прекращении предоставления субсидии к компетенции Учреждения не относится.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства при правильном применении норм материального права с учетом действия их во времени, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в игнорировании выводов изложенных в решении Нагатинского районного суда г.Москвы от 12.09.2019 г. 26.11.2020 г, согласно которому наличие задолженности у Киреевой Е.Б. установлено не было суд отклоняет, поскольку согласно решению Нагатинского районного суда города Москвы от 12 сентября 2019 г. по гражданскому делу N 02-5127/2019 в удовлетворении исковых требованиях к ГБУ "МФЦ города Москвы" и ГБУ "Жилищник Бирюлево Восточное" о признании незаконными действия по начислению долга по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Киреевой Е.Б. отказано. Исходя из решения Нагатинского районного суда города Москвы от 26.11.2020 г. исковые требования Киреевой Е.Б. к ГБУ МФЦ города Москвы, ГБУ "Жилищник района Бирюлево Восточное" о признании незаконным начисления долга по жилищно-коммунальным платежам были удовлетворены частично. К задолженности возникшей у Киреевой Е.Б. до декабря 2016 года включительно применен срок исковой давности, а также признано незаконным начисления задолженности по оплате ЖКУ за сентябрь-ноябрь 2018 г, июль 2019 г. Сведений о списании всей суммы задолженности решение не содержит.
Наличие у истца задолженности на период приостановления выплаты субсидии с 01.08.2017 г. за февраль и ноябрь 2017 г. подтверждается представленной детализацией задолженности (л.д.59).
Также, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что предоставление государственной услуги в виде получения субсидии носит заявительный характер в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в соответствии с п. 2.3.1(1).1 предоставляется при личном обращении заявителя - филиалами Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы) - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места регистрации заявителя и места нахождения жилого помещения), а в поселениях города Москвы, где не созданы МФЦ, - ГКУ "ГЦЖС" либо любыми МФЦ, находящимися в районах или других поселениях города Москвы, по выбору заявителя.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.03.2023) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований истцу, поскольку наличие непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии соглашения по ее погашению является предусмотренным законом основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с действующими на момент приостановки и прекращения субсидии Правилами. Факт задолженности за март 2016, сентябрь 2016, декабрь 2016 и ноябрь 2017 года подтвержден сведениями АСУ ЕИРЦ, из лицевого счета по коду плательщика истца следует, что оплаты производились нерегулярно, в произвольных суммах, что привело к образованию указанной задолженности.
Истец являлась получателем субсидии на оплату коммунальных услуг в период с 16 марта 2015 по 17 июля 2017, и с учетом введенных с 2023 года изменений Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.03.2023), выплата субсидии истцу возобновлена с марта 2023 года при наличии задолженности, которая образовалась за период более чем 3 последних года.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами трудового законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.