УИД 77RS0021-02-2022-011720-68
Судья первой инстанции Кирьянен Э.Д, Гр. дело N 33-12694/23 (ап. инстанция)
Гр. дело N 2-8511/22 (первая инстанция)
18 апреля 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной Е.Ю, и судей Ланина Н.А, Марченко Е.В, при помощнике судьи Копотиловой И.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ланина Н.А.
дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от 22 сентября 2022 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности, отказать,
УСТАНОВИЛА
Истец Дорофеичева Светлана Валерьевна обратилась с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании отказа незаконным, возложении обязанности. Просит признать незаконным отказ ответчика от 27.12.2021 года N ДГИ-ГР-48375/21-1 в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения из жилищного фонда адрес в улучшение жилищных условий, возложить на ответчика обязанность поставить (принять) истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента регистрации в квартире по адресу: адрес, ул, Цюрупы, д. 11, корп. 3, кв. 177 (с 30.11.1994), возложить на ответчика обязанность по улучшению жилищных условий истца путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в адрес площадью 36 кв.м. Свои требования мотивирует тем, что рассмотрев ее заявление Департамент городского имущества адрес принял решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что заявитель не зарегистрирована в адрес по месту жительства в течение 10 лет. С указанным отказом заявитель не согласна, так как проживает в адрес с рождения.
Истец не явилась, извещена, направила в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности явился, требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности фио явилась, требования не признала, представила письменные возражения на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец фио в апелляционной жалобе.
Истец фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена, обеспечила явку своего представителя по доверенности фио, который доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ДГИ адрес на заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского городского суда, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес с 30.11.1994. Согласно выписке из домовой книги фио снята с регистрационного учета по решению суда 09.11.2011 года.
06 декабря 2021 года истец обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента регистрации в квартире (30.11.1994). Также просила улучшить жилищные условия путем предоставления ей жилищной субсидии на приобретении жилого помещении в адрес.
Указанное заявление рассмотрено Департаментом городского имущества адрес в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На соответствующее обращение фио Департаментом письмом NДГИ-ГР-48375/21-1 от 27.12.2021 были даны разъяснения о порядке подачи документов о постановке на жилищный учет и их рассмотрения.
Отказывая фио в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Департамента городского имущества адрес об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента регистрации в квартире по адресу: адрес с 30.11.1994 года, возложении обязанности улучшить жилищные условий путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в адрес, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
Пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, устанавливающего, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности; перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Согласно п. 2 ст. 49 адрес кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется по договору социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок и условия основания постановки жителей адрес на жилищный учет установлены Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Согласно статье 7 Закона адрес N 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;_4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 8 Закона адрес N 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы ;2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
В соответствии с частью 1 статьи 9 закона адрес N 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Частью 3 статьи 9 Закона адрес N 29 учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Указанная учетная норма установлена субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.
Порядок признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях установлен статьёй 11 Закона адрес N 29, согласно которой:
Для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти адрес рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти адрес.
Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти адрес по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом адрес; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти адрес в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти адрес в рамках своих полномочий".
Рассмотрение заявлений жителей адрес о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2011 года N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Согласно части 1 статьи 12 Закона адрес N 29 отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьёй 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 21 Закона адрес N 29 при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
В соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, являясь его обязанностью, установленной федеральным законом, производится на основании его волеизъявления и представляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым он связывает реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право гражданина быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья Закон адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города на жилые помещения" связывает именно с вышеприведенным понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, где он фактически находится, но содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте (свидетельство о собственности, договор найма, аренды, иные законные основания) с регистрацией по месту жительства.
Так, в ходе судебного разбирательства заявителем не были представлены доказательства, свидетельствующие об обращении к ответчику с заявлением по жилищному вопросу, а именно по вопросу о жилищном учете фио по форме, установленного образца.
Учитывая, что соответствующее заявление, а также документы, необходимые для принятия решения, связанного с постановкой на жилищный учет, в адрес ответчика от истца не поступали, в информационных базах данных Департамента городского имущества адрес не регистрировались, соответствующее обращение истца обоснованно рассмотрено ответчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Принимая во внимание, что ответ ответчика на обращение истца содержит разъяснения по поставленному истцом вопросу, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признания незаконным ответа Департамента городского имущества адрес от 27.12.2021 года N ДГИ-ГР-48375/21-1, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении указанных исковых требований, а также в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по постановке (принятию) истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента регистрации истца в квартире по адресу: адрес с 30.11.1994 года, возложении обязанности улучшить жилищные условия путем предоставления истцу жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в адрес площадью 36 кв.м.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи, с чем не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии иных жилых помещений, в отношении которых она обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, что в силу ст. 8 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 является основанием для признания фио нуждающейся в жилых помещениях, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Так, указанная норма Закона содержит основания признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
При этом порядок и условия признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях установлен иными нормами данного Закона.
Между тем, данные о соблюдении фио обозначенных в указанном Законе условий и порядка для ее признания в качестве нуждающейся в жилых помещениях, по подаче заявления установленного образца, по приложению к заявлению необходимых документов, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы истца о наличии оснований для признания фио нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем указанные доводы судебной коллегией отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что с учетом даты возникновения ее права на жилое помещение в адрес в 1994 году на спорные правоотношения распространяются положения ЖК адрес, а не ЖК РФ, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, спор между истцом и ответчиком по вопросу улучшения жилищных условий истца возник в связи с ответом Департамента городского имущества адрес на обращение истца от 06.12.2021 года.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс адрес признан утратившим силу с 1 марта 2005 года.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о которой просила фио в обращении от 06.12.2021 года в адрес Департамента городского имущества адрес, предусматривалась положениями Жилищного кодекса адрес, также прекращена с 01.03.2005 года.
Вопросы, связанные с принятием граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях с 01.03.2005 года регулируются Жилищным Кодексом РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, то, что спорные правоотношения по вопросу, связанному с жилищным учетом истца, возникли между сторонами ни в 1994 году, а в 2021 году, основания полагать, что при разрешении спора суду следовало руководствоваться положениями ЖК адрес, а не ЖК РФ, у судебной коллегии отсутствуют.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что суд первой инстанции верно определилзакон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, доводы апелляционной жалобы истца о неприменении судом к соответствующим правоотношениям ЖК адрес, судебной коллегий отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют ее позицию изложенную в исковом заявлении, направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Пресненского районного суда адрес от 22 сентября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.