Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Гусеве Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 30 ноября 2022 года, которым постановлено:
иск удовлетворить, признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН 7725216070) от 21.07.2022 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИОой... (СНИЛС 034-370-872 44) с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИОой... с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области назначить ФИОой... досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022 г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО а... 06.09.2022 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным и отмене решения ответчика от 21.07.2022 в части отказа во включении в специальный стаж для назначения льготной пенсии периодов ее работы воспитателем детского сада с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005 и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22.03.2022, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
30.11.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 13.12.2022, подписанной представителем по доверенности фио
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07.04.2023 произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в порядке правопреемства по ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области).
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 128, 130), истец ФИОа... в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИОа.., паспортные данные, имеющая детей 16.06.1987 и паспортные данные (л.д. 87, 88), 22.03.2022 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" (л.д. 43-49).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 21.07.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИОой... отказано в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку такой стаж составляет 16 лет 05 месяцев 28 дней (ИПК - 115, 793) при требуемом стаже не менее 25 лет; в специальный стаж засчитаны периоды работы с 20.09.1994 по 31.05.1995 и с 16.11.2005 по 31.08.2021 и в него не включены периоды работы истца воспитателем Детского сада N 4 Каширская ГРЭС-4 АО "Интер-РАО-Электрогенерация" филиала АО "Мосэнернго" с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, спорный период не подтвержден актом документальной проверки от 05.04.2022, а в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют коды особых условий труда (л.д. 33-34).
Из трудовой книжки истца следует, что ФИОа... с 26.06.1995 принята на работу воспитателем детского сада N 4 Каширской ГРЭС-4 ОАО "Мосэнерго" по срочному трудовому договору, с 10.03.1998 переведена на 0.5 ставки инструктором по физкультуре, с 01.09.1998 - помощником воспитателя дошкольного образовательного учреждения детского сада N 4, с 05.01.1999 - на постоянную работу воспитателем дошкольного образовательного учреждения детского сада N 4 и 14.10.2005 уволена по собственному желанию, при этом Каширская ГРЭС-4 ОАО "Мосэнерго" реорганизовано в ОАО ГРЭС-4" в форме выделения из ОАО "Мосэнерго", с 07.11.2005 по 15.11.2005 истец работала воспитателем ДОУ N 4 ОАО "ГРЭС-4" и уволена в порядке перевода в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ N 4), куда принята на работу воспитателем (л.д. 6-12).
В справке N ОЦО/126 от 24.09.2020, уточняющей льготный характер работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, выданной филиалом Каширская ГРЭС-4 АО "Интер-РАО-Электрогенерация", подтверждены указанные в трудовой книжке периоды работы воспитателем с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005 и с 07.11.2005 по 15.11.2005 в качестве работы, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, на полную ставку с полной педагогический нагрузкой без отвлечений от работы, а также с указанием о реорганизации Каширской ГРЭС-4 с 1993 по 2020 годы, о чем представлены также копии кадровых приказов о приеме на работу, переводах и увольнении (л.д. 13-14, 20-26, 64-66).
Согласно акту N 79 от 05.04.2022 документальной (камеральной) проверки периода работы ФИОой... на Каширской ГРЭС-4 ОАО "Мосэнерго", проведенной ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, при проверке представлены Положение о детском дошкольном образовательном учреждении N 4 от 16.06.1997, согласно которому ДОУ "Детский сад N 4" является структурным подразделением Каширской ГРЭС-4 филиала ОАО "Мосэнерго", а также лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе дошкольного образования, должностная инструкция воспитателя, штатные расписания и перечни рабочих мест за 2003-2004 годы, где должности воспитателя указаны с кодом льгот, при этом документы о выполнении работы на полную ставку в период с 01.01.2003 по 14.10.2005 и с 07.11.2005 по 15.11.2005 не представлены (л.д. 67-71), при этом в суд апелляционной инстанции истцом представлены копи расчетных листков за период с 01.01.2003 по 15.11.2005, в которых указаны отработанных дни и часы, в соответствии с которыми начислялась заработная плата.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица формы СЗИ-НВП периоды работы истца с 26.06.1995 по 31.12.1998 и с 16.11.2005 указаны как льготные (ЗП30ПД, 27-ПД) (л.д. 78-86).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п. 4 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В данном Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрена должность воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, при этом согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п..1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Разрешая требования ФИОой... об обязании включить в специальный стаж период ее работы воспитателем Детского сада N 4 Каширская ГРЭС-4 АО "Интер-РАО-Электрогенерация" филиала АО "Мосэнернго" с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005 с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно применил положения Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и обоснованно исходил из того, что в спорные периоды истец работала воспитателем на должности, предусмотренной Списками, выполнение такой работы на ставку с установленной педагогической нагрузкой подтверждено справкой работодателя, правомерно принял во внимание, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками, а также применил положения п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, о работе в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), на основании чего пришел к выводу об обоснованности требований, поскольку в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности и в соответствующем учреждении для детей, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом требований Правил, такие периоды работы подтверждены справкой работодателя, несущего в силу ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для назначения пенсии, в которой указано о занятости истца педагогической
деятельностью в течение полного рабочего дня, кроме того, само по себе отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих кодов льготы при наличии справок работодателей, подтверждающих характер работы и условия ее выполнения, достаточным условием для отказа во включении периодов работы в специальный страховой стаж не являются, при этом период работы истца с 26.06.1995 по 31.12.1998 в ИЛС отражен как льготный.
Поскольку включение спорных периодов работы с 26.06.1995 по 09.03.1998, с 05.01.1999 по 14.10.2005, с 07.11.2005 по 15.11.2005 продолжительностью 09 лет 06 месяцев 01 день с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке (16 лет 05 месяцев 28 дней на 31.08.2021 согласно решению ответчика), составляет 25 лет 11 месяцев 29 дней и превышает необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не менее 25 лет, суд обоснованно исходил из того, что у истца возникло право на назначение ей досрочной страховой пенсии по указанному основанию в 2020 году (01.09.2020), при этом с заявлением о назначении пенсии истец обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области 22.03.2022.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ) в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости внесены изменения, которыми предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста) страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, и не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2020 год.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ установлено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сроках назначения пенсии, устанавливающие, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, право на назначение пенсии возникло у истца 01.09.2020, т.е. когда ею выработан необходимый стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет, в связи с чем годом возникновения у истца права на назначение досрочной страховой пенсии является 2020 год, вследствие чего с учетом применения положений ст. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приложения 7 к нему и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ страховая пенсия по старости может быть назначена истцу ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев наступления таких сроков, т.е. с 01.03.2022, в то время как истец обратилась за ее назначением 22.03.2020, т.е. после наступления всех необходимых условий, в связи с чем обязание ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022 основано на законе.
Обжалуя решение суда, в апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что и в решении 21.07.2022 об отказе в назначении пенсии и в возражениях на исковое заявление (л.д. 27-31), указывая, что спорные периоды работы истца не подлежат включению в льготный стаж работы, поскольку учреждение работодателя не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, спорный период не подтвержден актом документальной проверки от 05.04.2022, а в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют коды особых условий труда.
Данные доводы ответчика были предметом проверки суда первой инстанции, признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера работы истца, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.