Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Жолудовой Т.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Гусеве Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично, признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 15 по г. Москве и Московской области от 21.07.2021 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы ФИО... с 01.09.2000 по 23.07.2001, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН 7725216070) включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы ФИО... (СНИЛС 109-505-625 48) с 01.09.2000 по 23.07.2001, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить ФИО... досрочную страховую пенсию по старости с 09.01.2022, в остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО... 07.06.2022 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным и отмене решения ответчика от 21.07.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязании включить в специальный стаж период работы в должности логопеда с 01.09.2000 по 23.07.2001 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 09.04.2021, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
13.10.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности фио
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07.04.2023 произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в порядке правопреемства по ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области).
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 61, 63), истец ФИО... в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты назначения пенсии, в остальной части не находит оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО.., паспортные данные, имеющая детей 24.02.1994 и паспортные данные (л.д. 87, 88), 09.04.2021 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 21.07.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО... отказано в связи с отсутствием специального стажа, поскольку такой стаж составляет 24 года 09 месяцев при требуемом стаже не менее 25 лет; в специальный стаж засчитаны периоды работы истца с 21.08.1989 по 12.08.1991, с 15.08.1991 по 25.04.1994, с 12.06.1998 по 31.08.2000, с 03.01.2002 по 31.08.2003 и с 01.02.2005 по 08.04.2021 и в него не включены периоды работы истца в Яслях-саду г. Снежное Донецкой области с 26.04.1994 по 11.06.1998 ввиду нахождения в отпусках по уходу за детьми и с 01.09.2000 по 23.07.2001, поскольку отсутствуют сведения о выполнении работы на полную ставку, при этом акт документальной проверки по периоду работы с 15.08.1991 по 23.07.2001 не поступил (л.д. 5-6).
Из трудовой книжки истца следует, что ФИО... с 21.08.1989 по 12.08.1991 работала в Яслях-саду N 432 г. Челябинска тифлопедагогом, с 15.08.1991 по 23.07.2001 тифлопедагогом и логопедом в Яслях-саду г. Снежное Донецкой области, с 03.01.2002 по 31.08.2003 - воспитателем и логопедом Центре развития ребенка "Детский сад N 82" Раменского района Московской области, куда также принята на работу с 01.02.2005 учителем-логопедом и продолжала работать на день обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (л.д. 7-10).
В справке N 335 от 06.04.2002, выданной отделом образования Администрации города Снежное ДНР на основании лицевых счетов по начислению заработной платы за 1994-2001 годы, подтверждены указанные в трудовой книжке периоды работы ФИО... в Яслях-саду г. Снежное Донецкой области и указано, что в период с 27.04.1994 по 24.02.1997 работник находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с 25.02.1997 по 11.06.1998 - в отпуске по уходу за ребенком, с 12.06.1998 по 03.08.1998 - в очередном отпуске, с 04.08.1998 по 06.08.1998 - в отпуске без сохранения заработной платы, с 07.08.1998 приступил к работе в должности логопеда на полную ставку и 23.07.2001 уволен (л.д 11).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В данных Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, предусмотрена должность учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
В соответствии с п. 4 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Разрешая требования ФИО... об обязании включить в специальный стаж период ее работы с 01.09.2000 по 23.07.2001 тифлопедагогом и логопедом в Яслях-саду г. Снежное Донецкой области с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правильно применил положения Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и обоснованно исходил из того, что в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность в должности и в соответствующем учреждении для детей, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом требований Правил, такой период работы подтвержден архивной справкой, выданной на основании лицевых счетов, в которой указано о занятости истца педагогической деятельностью в течение полного рабочего дня.
Поскольку включение спорного периода работы с 01.09.2000 по 23.07.2001 продолжительностью 10 месяцев 23 дня с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке (24 года 09 месяцев на 09.04.2021 согласно решению ответчика), составляет 25 лет 07 месяцев 23 дней и превышает необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не менее 25 лет, суд обоснованно исходил из того, что у истца возникло право на назначение ей досрочной страховой пенсии по указанному основанию.
Обжалуя решение суда, в апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что и в решении 21.07.2022 об отказе в назначении пенсии и в возражениях на исковое заявление, указывая, что спорный период работы истца не подлежит включению в льготный стаж работы, поскольку отсутствуют сведения о работе истца на полную ставку с полной педагогической нагрузкой, а также полагая, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют учителя-логопеды и логопеды, работающие только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии: школах и школах-интернатах либо в школах-интернатах, являющихся структурными подразделениями.
Довод ответчика об отсутствии сведений о выполнении истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, опровергаются справкой N 335 от 06.04.2002, выданной отделом образования Администрации города Снежное ДНР, а ссылка его жалобы на неверное применение норм материального права несостоятельна, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, не предусматривают иной порядок учета работы в должности логопеда, учителя-логопеда, чем предусмотренный в п. 3 Правил, согласно которым работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, при этом должности логопеда, учителя-логопеда предусмотрены в п. 1 раздела "Наименование должностей", дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, - п. 1.8. раздела "Наименование учреждений" списка, более того, работа истца тифлопедагогом и логопедом в Яслях-саду г. Снежное Донецкой области с 15.08.1991 по 31.08.2000 включена в специальный стаж решением ответчика от 21.07.2022 в бесспорном порядке.
Определяя дату назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж педагогической деятельности продолжительностью 25 лет был выработан истцом 09.09.2020, на основании чего, применив положения ст.ст. 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришел к выводу, что страховая пенсия по старости может быть назначена истцу через 1 год 6 месяцев после 09.09.2020, то есть не ранее 09.01.2022, на основании чего обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 09.01.2022.
Между тем, дата назначения пенсии судом определена неверно ввиду следующих обстоятельств.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ) в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости внесены изменения, которыми предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста) страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, и не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2020 год.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ установлено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено выше специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату обращения с заявлением о ее назначении 09.04.2021 составил 25 лет 07 месяцев 23 дня, вследствие чего право на назначение пенсии у истца возникло 15.09.2020 при выработке стажа 25 лет.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15.03.2022, что соответствует положениям ч. 1 ст. 22 указанного закона о сроках назначения пенсии, согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года в части обязания назначить ФИО... досрочную страховую пенсию по старости с 09.01.2022 изменить, обязав ОСФР по г. Москве и Московской области (филиал N 8) назначить ФИО... досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 марта 2022 года, в остальной части решение Симоновского районного суда города Москвы от 13 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.