Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы охраны Российской Федерации на решение Тверского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2022 года, которым постановлено:
Иск Шибаева... к Федеральной службе охраны Российской Федерации о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, обязании восстановить выплату назначенной пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение пенсионного органа Федерльной службы охраны Российской Федерации о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет Шибаеву... с 01 июля 2022г.
Обязать Федерльную службу охраны Российской Федерации восстановить выплату пенсии за выслугу лет Шибаеву... с 01 июля 2022 г.;
установила:
Шибаев Н.К. обратился в суд с иском к Федеральной службе охраны Российской Федерации, с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет с 01 июля 2022 г, обязать производить выплату ранее назначенной пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 02.04.1994 являлся пенсионером ФСО России и получал пенсию за выслугу лет по Закону Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С 01.07.2022 ответчик прекратил выплату пенсии, сообщив о том, что в выслугу лет неправомерно был включен период обучения во Владимирском химико-механическом техникуме, в котором отсутствует цикл или отделение военной подготовки, без учета периода обучения выслуга лет составляет 19 лет 5 месяцев 27 дней, что не образует необходимый стаж для получения данной пенсии. Действия ответчика по прекращению выплаты пенсии истец считает незаконными, поскольку ошибка при назначении пенсии произошла по вине пенсионного органа, он добросовестно получал пенсию на протяжении длительного времени, в настоящее время лишился значительного дохода и возможности дослужить необходимый стаж для выслуги лет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФСО России в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Беломытцева П.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Шибаева Н.К, его представителя Черных М.Н, просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела, не имеется.
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии
реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шибаев Н.К. с 02 апреля 1994 г. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии ФСО России.
27 апреля 2018 г. руководителем пенсионного органа ФСО России утверждено заключение о выплате Шибаеву Н.К. суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки до достижения пенсионного возраста (обнаружено включение в выслугу лет для назначения пенсии периода учебы 1 года 08 мес. 24 дн. во Владимирском химико-механическом техникуме в отсутствие цикла или отделения военной подготовки в гражданских образовательных организациях профессионального образования, выслуга лет после устранения ошибки: 19 лет 05 месяцев 27 дней).
С 01 июля 2022 г. выплата Шибаеву Н.К. пенсии за выслугу лет ФСО России прекращена.
Также судом установлено, что согласно представленному в материалы дела расчету выслуги лет для назначения Шибаеву Н.К. пенсии период обучения во Владимирском химико-механическом техникуме включен в выслугу лет в льготном исчислении (коэффициент 0, 5) на основании приказа КГБ СССР N 153 от 12 сентября 1991г, всего выслуга лет в льготном исчислении составила более 21 года.
С данным расчетом Шибаев Н.К. при увольнении с военной службы был ознакомлен и согласен.
Разрешая настоящий спор с учетом установленных по делу обстоятельств и удовлетворяя исковые требования Шибаева Н.К. о признании незаконным решения пенсионного органа о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, обязании возобновить выплату пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что приказ КГБ СССР N 153 от 12 сентября 1991 г, на основании которого в выслугу лет для назначения Шибаеву Н.К. пенсии включен период обучения в техникуме, ответчиком в материалы дела не представлен, при этом решение об исключении данного период из расчета выслуги лет основано на п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, соответственно, правомерность принятия данного решения пенсионным органом не подтверждена.
Кроме того, суд первой инстанции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет), пришел к выводу, что выявление органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты сотруднику, уволенному с военной службы, пенсии за выслугу лет само по себе не может служить основанием для прекращения или перерасчета размера назначенной ему пенсии в сторону уменьшения, при том, что со стороны Шибаева Н.К. каких-либо виновных действий не установлено; избранный способ исправления допущенной пенсионным органом ФСО России ошибки в расчете календарной выслуги лет Шибаева Н.К. привел к возложению неблагоприятных последствий на бывшего сотрудника, что противоречит действующему правому регулированию и умаляет право сотрудника на пенсионное обеспечение.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на надлежащей оценке собранных по делу доказательств, спор разрешен в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, с учетом доводов и возражений сторон, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в выслугу лет периода обучения во Владимирском химико-механическом колледже, с учетом которого изначально ошибочно была рассчитана выслуга лет более 20 лет, не применении судом положений ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 о порядке выплаты пенсии при обнаружении ошибки не влекут отмену постановленного по делу судебного постановления, поскольку не опровергают правильности выводов суда первой инстанции с учетом того, что ошибочные сведения о выслуге лет, доведенные до Шибаева Н.К. и отраженные в расчете выслуге лет имеют существенное значение для сотрудника при выборе между дальнейшим прохождением службы или увольнением со службы с правом на пенсию по выслуге лет. В данном случае представленные кадровым подразделением уполномоченного органа неправильные сведения о выслуге лет повлекли принятие Шибаевым Н.К. решения об увольнении со службы и, как следствие, утрату права на пенсию за выслугу лет.
Статья 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет порядок удержания из пенсии и порядок выплаты пенсии за выслугу лет при обнаружении ошибки.
В случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление), совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного исчисления выслуги лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, при назначении ему пенсии за выслугу лет, влияющего как на назначение этой пенсии, так и на ее размер, правомерно применена судом к спорным отношениям по настоящему делу.
Судом учтено, что выявление органом ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты сотруднику, уволенному со службы, пенсии за выслугу лет само по себе не может служить основанием для прекращения выплаты пенсии. При определении правовых последствий допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения за выслугу лет в виде перерасчета размера пенсии в сторону уменьшения или прекращения выплаты исходя из критериев разумности и соразмерности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов при решении вопроса о возможности дальнейшей выплаты гражданину пенсии в размере, который был определен уполномоченным органом с учетом выслуги лет, должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны уполномоченного органа права на пенсию за гражданином, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации права на пенсию стажем службы, отсутствие со стороны гражданина каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии в определенном размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере.
Как указывал истец, оспаривая решение о прекращении выплаты пенсии, и следует из материалов дела, в результате прекращения выплаты пенсии за выслугу лет он лишился значительной части дохода, так как размер страховой пенсии по старости ниже размера пенсии за выслугу лет, утрачены право на индексацию пенсии за выслугу лет с учетом увеличения денежного содержания, право на медицинскую помощь как бывшему кадровому военнослужащему с выслугой лет более 20 лет, иные социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Расчет пенсии за выслугу лет, назначенной Шибаеву Н.К. 02 апреля 1994 г, был произведен пенсионным органом на основании соответствующих документов, подтверждавших стаж службы Шибаева Н.К, достаточный для назначения ему пенсии в размере, определенном до момента выявления пенсионным органом ошибки в 2018 году. Шибаев Н.К. получал пенсию за выслугу лет в течение 24 лет, при этом каких-либо действий в этот период времени, направленных на проверку правильности подсчета его выслуги лет и размера назначенной Шибаеву Н.К. пенсии, пенсионным органом не предпринималось. На момент прекращения выплаты пенсии за выслугу лет Шибаев Н.К. в силу возраста (61 год) объективно лишен возможности возвратиться на службу в ФСО России с целью приобретения необходимой выслуги и сохранения пенсионного обеспечения в объеме, установленном до выявления пенсионным органом ошибки в исчислении выслуги лет.
В связи с чем, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также принимая во внимание, что выслуга лет Шибаева Н.К. в календарном исчислении составляет 19 лет 05 месяцев 27 дней, то есть для возникновения права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 истцу не хватает 6 месяцев 3 дня, указанная ситуация возникла не по вине истца, действовавшего добросовестно, а по вине должностных лиц, которые допустили ошибку в расчете выслуги лет, вывод суда первой инстанции о том, что допущенная пенсионным органом ошибка в расчете выслуги лет не должна ограничивать право истца на получение пенсии за выслугу лет, является верным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика ФСО России, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, субъективному толкованию норм права, повторению изложенной в суде первой инстанции правовой позиции и не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба ответчика не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 01 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы охраны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.