Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Грибовой Е.Н., Кочергиной Т.В., при ведении протокола помощником Гельфанд С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н., дело по апелляционной жалобе Лаптева С.В. на решение Щербинского районного суда города Москвы от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
Взыскать с Лаптева... в пользу Министерства экологии и природопользования Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в размере 10 322 290 руб.
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в суд с иском к Лаптеву... о взыскании ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 10 322 290 руб, мотивируя свои требования тем, что по вине ответчика окружающей среде был причинен вред, который истец просит суд взыскать с ответчика.
Представитель истца по доверенности Хохлов В.В. в судебное заседание явился, требования иска поддержал.
Ответчик Лаптев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Лаптев С.В, указывая на то, что решение принято с существенным нарушением норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав Лаптева С.В, его представителей Андронюк Т.В, Лукьянова В.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства экологии и природопользования МО Мусиева Р.А, возражавшего против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду нарушения судом норм процессуального права.
В силу положений ст. 155 ГПК Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии со ст. 113 ГПК Российской Федерации лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Согласно ч. 2 ст. 167 ГПК Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Из материалов дела следует, что уведомления о дате, времени и месте судебного заседания Лаптеву С.В. на судебное заседание 20 декабря 2021 года не направлялось.
Таким образом, суд, при отсутствии сведений о надлежащем извещении Лаптева С.В. в нарушение ч. 2 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика, лишив его возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
На основании изложенного, решение суда нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения.
Определением от 06 февраля 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Исходя из материалов дела, с неустановленного периода времени по 17.05.2021 в 9.00 часов по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Жедочи на земельном участке с кадастровым номером.., находящимся в муниципальной собственности Наро-Фоминского муниципального района Московской области, неустановленным лицом размещены и спланированы строительные отходы (грунт, лом асфальтовых покрытий, бой бетона).
Министерством экологии и природопользования Московской области по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ N... от 09.06.2021, проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области на основании Договора аренды земельного участка N... от 03.07.2017 земельный участок с кадастровым номером... передан в пользование Лаптеву...
Земельный участок с кадастровым номером... имеет категорию земель: "Земли поселений (земли населенных пунктов)", вид разрешенного использования: "Обслуживание автотранспорта", общая площадь составляет 4 365 кв.м.
В ходе проведения административного расследования 18.06.2021 в 10.00 часов на земельном участке с кадастровым номером... аналитической лабораторией ООО "Центр экологических анализов и расчетов" проведен отбор проб строительных отходов, для определения морфологического состава и установления класса опасности.
18.06.2021 в 10.00 часов экспертным учреждением ООО "Экопроекткарьер" проведены макшейдерские измерения, для определения площади размещения строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером...
По результатам экспертного заключения ООО "Центр экологических анализов и расчетов"... от 22.07.2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером... размещены: грунт, лом асфальтовых и бетонных покрытий при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений (код по ФККО - 8 30 200 01 7 14), Лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий код по ФККО - 8 22 211 11 20 4), природный камень. Объединенные формы отходов с включением природного камня, отходов строительства и ремонта, соответствуют IV классу опасности.
По результатам экспертного заключения N 18 от 02.07.2021 ООО "Экопроекткарьер" установлено, что площадь размещения строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером... составляет 3 518 кв. метров, объем 2 354 куб. метров.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды N... от 05.08.2021, Лаптев Сергей Владимирович привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды N... от 05.08.2021, Лаптев Сергей Владимирович привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.7 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб.
По итогам исчисления в стоимостной форме размера вреда, в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, д. Жедочи, для исследованной части общего объема складированных отходов составляет 10 322 290 руб.
Расчет размера вреда представлен в экспертном заключении... от 22.07.2021.
Указанными действиями нарушены требования: части 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которая определяет, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещает строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136- ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса от 25.10.2001 N 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.04.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под "отходами производства и потребления" понимают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исходя из данной статьи "обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, "утилизация отходов" - использование отходов для производства товаров (продукций), выполнения работ, оказания услуг; "накопление отходов" - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под "требованиями в области охраны окружающей среды" понимают предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствий с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, регламентировано в "Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", утвержденной Приказом Минприроды России N 238 от 8 июля 2010 г. (далее - Методике).
В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 21 от 18.10.2012 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и возникшим вредом, доказанность размера причиненного вреда.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно экспертному заключению N 18 от 02 июля 2021 года ООО "Экопроекткарьер" общая площадь перекрытия отходами строительных материалов земельного участка с кадастровым номером... составила 3 518 кв.м. и объем 2 354 куб.м.
В подтверждение размера причиненного ущерба, истцом представлено заключение экспертов ООО "Экоцентр"... от 22.07.2021 года.
Данные заключения являются письменным доказательством и подлежит оценке в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ.
Эксперты обладают соответствующей квалификацией, имеют высшее юридическое образование.
Экспертами ООО "Экопроекткарьер" представлены свидетельства об аттестации экспертов в области государственного экологического контроля, (т.2, л.д.88-89).
Эксперты ООО "Экоцентр" они предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст.17.9 КоАП, ст.307 УК РФ.
Выводы экспертов подтверждены фотоматериалами.
Таким образом, оснований не доверять вышеуказанным заключениям экспертов, судебная коллегия не усматривает, выводы специалистов представляются ясными и понятными, исследовательская часть содержит результаты осмотра территории и отбор проб, лабораторные исследования, а потому данные заключения является допустимыми по делу доказательствами.
Доказательств, опровергающих выводыэкспертов, в том числе заключения специалистов, содержащих иной размер причиненного ущерба, стороной ответчика ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлялось.
Кроме того, в заседание судебной коллегии ответчик указал, что на земельном участке проведены строительные работы, что делает невозможным проведение судебной экспертизы.
Ссылка ответчика на то, что на земельном участке проводились строительные работы в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство, в результате которых на земельном участке было осуществлено складирование песка и щебня, противоречит материалам фотосъемки, видам отходов, определенных в заключении экспертов, в соответствии с которым на земельном участке складировались лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, лом бетона при строительстве и ремонте производственных зданий и сооружений, природный камень.
Ссылка на снятие плодородного слоя земли доказательствами не подтверждена.
Эксперты пришли к выводу, что отходы представляют IV класс опастности.
Класс опасности отобранных проб определен экспертами методом биотестирования с использованием двух текст-объектов из разных систематических групп в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 04 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Указание на то, что отходы соответствуют V классу опасности достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Сама по себе отмена постановлений старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Чернышенко А.В. от 05 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7, ч.4 ст.8.2 КоАП РФ в отношении Лаптева С.В. и прекращение производства по делам в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не опровергает доказанность совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе актом обследования осмотра, фотоматериалами, вышеуказанными заключениями экспертов, факта причинения действиями ответчика ущерба почвам, как объекту охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Иск предъявлен к Лаптеву С.В. как к физическому лицу, данный спор не является экономическим, поэтому ссылка стороны ответчика на подсудность спора арбитражному суду, не состоятельны.
При таких данных, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании с Лаптева... в пользу Министерства экологии и природопользования Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, денежных средств в размере 10 322 290 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2021 года отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с Лаптева... в пользу Министерства экологии и природопользования Московской области в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, денежные средства в размере 10 322 290 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.