Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
Судей фио, фио, при ведении протокола помощником Корзюковой Ю.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Лопатько О.П. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 ноября 2021 года, которым постановлено:
Отказать Лопатько... в удовлетворении требований к ФСИН России, ФКУ ЛИУ N33 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о признании бездействия, решения незаконными, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
УСТАНОВИЛА:
Лопатько О.П. обратилась с иском к ФСИН России, ФКУ ЛИУ N33 ФСИН России по адрес- Кузбассу о признании незаконным бездействия ФСИН России, обязании ФСИН России предоставить жилое помещение, признании незаконным действия ФКУ ЛИУ N33 ГУ ФСИН России по адрес- Кузбассу и обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1993 г. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2020 г. осуществила звонок в ФСИН России с целью выяснения сроков предоставления жилья. Ей пояснили, что ее заявление потеряно. Поступил письменный ответ о том, что документы не были поданы, необходима повторная подача документов. КУ ЛИУ N33 ГУ ФСИН России по адрес- Кузбассу ответами от 2.07.2020 г. и 16.02.2021 г. отказало в предоставлении жилого помещения. С такими решениями не согласна.
26.10.2021 г. представителем истца уточнены требования, просила признать незаконным бездействие ФСИН России в части непредоставления ответа истца на письменные обращения, признании незаконным решения ФКУ ЛИУ N33 УФСИН России по адрес- Кузбассу от 02.07.2020 г. в части исключения из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет.
Представитель истца Чернецов А.И. исковые требования поддержал. Представитель ФСИН России фио в судебное заседание явился, представил письменные возражения.
Представитель ФКУ ЛИУ N33 ГУ ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, представил письменные возражения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Лопатько О.П, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав Лопатько О.П, ее представителя фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что в период прохождения службы в 1 ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по адрес с 06.07.1993 по 07.04.2010 Лопатько О.П. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20.09.2001 г. Данная информация подтверждается только списками очередников учреждения, документы послужившие основанием для принятия жилищно-бытовой комиссией решения и протокол заседания жилищно-бытовой комиссии, подтверждающий факт постановки отсутствуют.
В 2013 году при проверке учетных дел и материалов сотрудников и пенсионеров УИС, жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по адрес - Кузбассу не смогла подтвердить законность включения Лопатько О.П. в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждения в 2001 году.
Поэтому решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по адрес от 03.04.2013 (протокол N 3) Лопатько О.П. была исключена из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по адрес - Кузбассу от 02.07.2020 протокол N 1 на основании обращения истца, повторно был рассмотрен вопрос о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищно-бытовой комиссией ФКУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по адрес - Кузбассу было принято решение о том, что законных оснований для восстановления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее исключенных граждан, в том числе и Лопатько О.П. не имеется, так как какие-либо документы, подтверждающие правомерность принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали (протоколы постановки, акты обследования жилищных условий, заявления граждан, пакет документов, который был необходим для рассмотрения вопроса о нуждаемости, и предоставлялся гражданами самостоятельно, совместно с заявлением не имелись.
Протоколы и сообщения были направлены истцу по почте по единственному известному адресу: адрес. Принимались меры по вручению протокола нарочно, но в виду не проживания Лопатько О.П. по данному адресу вручить нарочно не представилось возможным (сообщение от 16.02.2021 г. и 02.07.2020 г.).
Факт не проживания Лопатько О.П. по данному адресу подтверждается актом комиссионного обследования жилищных условий от 19.02.2021 и ответом отдела МВД России по адрес от 20.02.2021 N4/б/н.
На момент обращения истца в адрес ФСИН России по вопросу предоставления ей жилого помещения, реализация права на улучшение жилищных условий сотрудниками и пенсионерами УИС реализовывалась путем предоставления единовременной социальной выплаты в порядке, предусмотренном от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", предоставлением государственных жилищных сертификатов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также путем заключения договоров социального найма жилого помещения в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основополагающим условием для улучшения жилищных условий, применительно к статусу истицы (пенсионер УИС), является принятие ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года. Однако истец на соответствующем учете не состоит, поэтому, не имеет правовых оснований для улучшения жилищных условий по адрес.
Согласно пункту 5а Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 правом на получение государственного жилищного сертификата обладают сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Разрешая спор, суд исходил из того, что Лопатько О.П. была уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в связи с чем она не может быть признана участником ведомственной целевой программы и как следствие не имеет права на получение государственного жилищного сертификата.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь п.13, 14 Правил, утвержденных Постановлением Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 N 15 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в области", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований истца к ФКУ ЛИУ N33 ГУ ФСИН России по адрес- Кузбассу. Решение от 02.07.2020 г. является законным и обоснованным, сам факт постановки гражданина на учет до 01.03.2005 г. не влечет за собой безусловное право стоять на таком учете. В деле имеется только рапорт Лопатько О.П. от 20.09.2001 г. о постановке на учет, но никакие документы к рапорту не приложены; выписка из домовой книги отсутствует, нет документов о жилищном положении, проживающих лицах и т.д. Кроме того, Комиссией получены документы о том, что Лопатько О.П. в адрес не проживает.
28.01.2021 в адрес ФСИН России поступило обращение Лопатько О.П. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения.
По результатам рассмотрения указанного обращения в адрес истца направлен ответ от 24.02.2021 N ог-20-7350.
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Пунктом 161 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 14.08.2020 N 555 (далее - Регламент) предусмотрено, что обращения граждан по вопросам обжалования актов (приказов) ФСИН России направляются соответствующим структурным подразделениям ФСИН России для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем директора ФСИН России (в соответствии с распределением обязанностей), начальником соответствующего структурного подразделения ФСИН России с информированием заявителя о принятом решении и, при необходимости, о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12.3, 12.8, 17.17 Положения об управлении капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России, утвержденного приказом от 21.12.2018 N 1344, начальник структурного подразделения обеспечивает рассмотрение жалоб обращений, относящихся к компетенции структурного подразделения ФСИН России, а также подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций (копия прилагается).
Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2021 N 125 на должность начальника УКСНЭР ФСИН России назначен фио
Судом установлено, что обращения истца рассмотрены, бездействия со стороны ФСИН России не усматривается, поэтому требования к ФСИН России не подлежат удовлетворению.
Судом учтено, что ответ ФСИН России является мотивированным, дан по существу поставленных вопросов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы относительно того, что ответчик не сообщил истцу об исключении из списков, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. Оснований к иной оценке у судебной коллегии не имеется.
Судом установлено, что протоколы и сообщения были направлены истцу по почте по единственному известному адресу: адрес. Принимались меры по вручению протокола нарочно, но в виду не проживания Лопатько О.П. по данному адресу вручить нарочно не представилось возможным (сообщение от 16.02.2021 г. и 02.07.2020 г.).
Факт не проживания Лопатько О.П. по данному адресу подтверждается актом комиссионного обследования жилищных условий от 19.02.2021 и ответом отдела МВД России по адрес от 20.02.2021 N4/б/н.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лопатько О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.