Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей адресВ., фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-1061/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2022 года, которым постановлено:
Отказать Шульман Екатерине Михайловне в удовлетворении требований к Минюсту России о признании бездействия, распоряжения незаконными, обязании исключить сведения из Реестра,
УСТАНОВИЛА:
Шульман Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным распоряжения от 15.04.2022 г. о признании средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее-Реестр), обязании исключить сведения о ней из Реестра, указав, что Минюстом России 15.04.2022 г. принято распоряжение о признании её иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее- решение, распоряжение). Указанным решением на нее возлагаются обязанности, предусмотренные Федеральным законом N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в том числе по предоставлению отчета о доходах и расходах, она принуждается к осуществлению экономической деятельности. Шульман Е.М. указала, что является преподавателем, научным деятелем. Не получала денежные средства и иное имущество из иностранных источников для создания или распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; считает, что взаимосвязь между распространением сообщений и материалов и получением денежных средств должна быть обязательна. В данном случае ограничение прав не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов; вмешательство в права истца не преследует правомерную цель, степень вмешательства является неадекватной. Считает, что нарушены её права, закрепленные в ст. 19, 29, 23 Конституции Российской Федерации, ст. 8, 10, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Имеет место вмешательство в право на свободу выражения мнения, на уважение частной жизни. Решение ответчика обусловлено политической мотивацией.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив решение, выслушав объяснения представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 15.04.2022 г. Минюстом России принято распоряжение N 474-р о включении Шульман Е.М. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с пунктом 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
18.04.2021 г. Минюстом России направлено уведомление N11-44347/22 о принятом Минюстом России решении. Таким образом, Минюстом России исполнена обязанность о направлении административному истцу уведомления; направление копии распоряжения Порядком не предусмотрено. Уведомление вручено не было, согласно сайту почты России попытка вручения была неудачной.
Из материалов дела также следует, что в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу 21.03.2022 г. поступила информация о получении Шульман Е.М. денежных средств от следующих иностранных источников: в период с апреля 2021 года по август 2021 года 5 операциями поступило 12, 01 сумма прописью от BROADBANDTV CORP. (Канада); в период с июля 2019 года по февраль 2022 года 3 операциями поступило 1, 36 сумма прописью от COMMERZBANK AG (Германия); в период с августа 2020 года по февраль 2022 года 16 операциями поступило 46, 17 сумма прописью от GOOGLE IRELAND LIMITED (Ирландия); в период с февраля 2019 года по январь 2021 года 5 операциями поступило 11, 22 сумма прописью от ИНОСТРАННАЯ КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (США); в период с июля 2020 года по август 2020 года 2 операциями поступило 0, 90 сумма прописью от SHULMAN BORIS (США); в июне 2021 года 1 операцией поступило 2, 00 сумма прописью от SVETLANA ALEXIEVITCH (Германия); в июле 2020 года 1 операцией поступило 0, 35 сумма прописью от UNESCO BFM TRS (Франция); в марте 2021 года 1 операцией поступило 200, 00 сумма прописью от Закрытого Акционерного Общества фио ИНТЕРНЭШНЛ БАНК" (Киргизия); в апреле 2021 года 1 операцией поступило 12, 00 сумма прописью от ОКСФОРДСКИЙ РОССИЙСКИЙ ФОНД (Великобритания); в июне 2020 года 1 операцией поступило 68, 98 сумма прописью от УО АЛМАТЫ МЕНЕДЖМЕНТ УНИВЕРСИТ (Казахстан); в период с ноября 2019 года по август 2020 года 2 операциями поступило 66, 36 сумма прописью от ФОНД ИМЕНИ фио (Германия); в период с августа 2019 года по май 2021 года 3 операциями поступило 20, 82 сумма прописью от ФОНД КАРНЕГИ ЗА фио (США).
Также сведениям Росфинмониторинга, Шульман Е.М. поступали денежные средства от следующих российских юридических лиц, являющихся получателями иностранного финансирования: в декабре 2021 года 1 операцией поступило 50, 03 сумма прописью от Благотворительного фонда фио; в период с января 2019 года по февраль 2022 года 38 операциями поступило 2 131, 06 сумма прописью от Закрытого Акционерного Общества "Эхо Москвы"; в период с января 2020 года по февраль 2022 года 47 операциями поступило 2 424, 86 сумма прописью от Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования "Московская высшая школа социальных и экономических наук"; в период с апреля 2021 года по февраль 2022 года 4 операциями поступило 312, 11 сумма прописью от Общества с ограниченной ответственностью "Издательство АСТ"; в период с декабря 2019 года по апрель 2021 года 5 операциями поступило 600, 00 сумма прописью от Частного учреждения дополнительного профессионального образования Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".
Письмо Росфинмониторинга обозрено судом в судебном заседании, удостоверено, что изложенные в возражениях Минюста России сведения о получении денежных средств полностью соответствуют сведениям, указанным в письме Росфинмониторинга.
22.03.2022 г. в Минюст России из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила следующая информация: Шульман Е. М. является российским политологом и публицистом, специалистом по проблемам законотворчества, кандидатом политических наук.
В 2017 - 2018 году публиковалась на сайте интернет-издания "The Insider" (https://theins.ru/authors/schulman). 23.07.2021 г. администратор доменного имени издания "The Insider" юридическое лицо "The Insider SIA" внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Шульман Е.М. вела передачу "Статус" на радиоканале "Эхо Москвы", выпуски которой публиковались на сайте электронного периодического издания (https://echo.msk.ru/programs/status/) и на "YouTube"- адрес (https:// www. youtube. com/ playlist?l ist= PLSfXKSO5IqoQcagqIAC0Eo- BbEGvtHvHL). В марте 2022 года радиостанция и электронное периодическое издание "Эхо Москвы" прекратили существование.
Шульман Е.М. распространяет/распространяла материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Московский Центр Карнеги", https://carnegie.ru/commentary/experts/1108 - последняя публикация от 23.09.2021; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "The Insider", https://theins.ru/authors/schulman - последняя публикация от 10.09.2018; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Политинформатор" https://politinformator.ru/experts/ekaterina-shulman -последняя публикация от 20.02.2017; "Facebook" https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann - около 153 тыс. подписчиков; "Telegram" https://t.me/eschulmann - около 419 тыс. подписчиков; "Telegram" https://t.me/e_shulman - около 3 тыс. подписчиков (неофициальный канал); "YouTube" https://www.youtube. com/channel/ UCL1rJ0ROIw9V1qFeIN0ZTZQ - 810 тыс. подписчиков; "Одноклассники" https://ok.ru/profile/13966195402 - около 120 подписчиков.
С марта 2021 года по март 2022 года выявлены факты распространения Шульман Е.М. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Север.Реалии", "Сибирь.Реалии", SIA "Medusa Project", ООО "ЗП", ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента, а также фио, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента: "Получается, что небольшие города упадок экономики затронет меньше всего?" (https://t.me/eschulmann/4474) (12.03.2022); "Фейсбук без VPN не открывается, основным источником информации и инструментом связи становится телеграм" (https://t.me/eschulmann/4446) (05.03.2022); "Первый день войны: разговор с фио на @Телеканал Дождь" (https://youtu.be/z6I5k1NoQ7w) (25.02.2022); "А вот антивоенная петиция фио хорошо идёт" (https://t.me/eschulmann/4401) (24.02.2022); "Открытый Совбез, обращение президента и признание ДНР и ЛНР: итоги сумма февраля" (https://youtu.be/aehlKcAfCco) (22.02.2022); "Север.Реалии сделал большой материал про Битву за ценности" (https://t.me/eschulmann/4355) (08.02.2022); "Сюжет с QR-законопроектами такая прелесть, прямо студентам показывай (и покажу)" (https://t.me/eschulmann/4135) (13.12.2021); "Разговор о законопроектах, вводящих QR-коды в общественных местах, на Дожде" (https://t.me/eschulmann/4040) (13.11.2021); "Материалы к выпуску: толковая публикация Медиазоны о проекте "карантинных поправок" от Минюста, с разъяснениями адвоката фонда "Общественный вердикт" фио и правозащитницы фио" (https://t.me/eschulmann/4006) (03.11.2021); 10. ""Политика. адрес" сегодня проходит в необычном формате ? фио беседует с фио прямо у суда, где избирают меру пресечения ректору Шанинки фио" (https://t.me/eschulmann/3947) (13.10.2021); "Про "дело Шанинки" спросили меня примерно все, успела ответить Медиазоне и радио Бизнес-ФМ" (https://t.me/eschulmann/3937) (12.10.2021); 12. "ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ,
ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА" (https://t.me/eschulmann/3915) (29.09.2021); "Отрывок из эпохального сборника предсказаний "Россия 2050" публикует одно там СМИ, исполняющее (надо признать, неплохо) функции Иа-иа" (https://www.facebook.com/Ekaterina. Schulmann/ posts/10226465639418234, https://t.me/eschulmann/3726) (30.07.2021); "А также учимся публичной полемике у почтальона Печкина" (https://www.facebook.com/Ekaterina. Schulmann/posts/10226329293689676, https://t.me/eschulmann/3703) (09.07.2021); "Как отказать СМИ - иностранному агенту, когда оно хочет поговорить с тобой о Стратегии национальной безопасности?" (https://www.facebook.com/Ekaterina. Schulmann/posts/ 10226329264848955, https://t.me/eschulmann/3700) (09.07.2021); "Отказала в комментировании адрес (ещё кто-нибудь помнит, что такая вчера была?)" (https://www.facebook.com/Ekaterina. Schulmann/posts/ 10226278568981590, https://t.me/eschulmann/3684, https://t.me/eschulmann/3683) (01.07.2021); "Городок наш - ничего" (https://www.facebook.com/ Ekaterina. Schulmann/ posts/10226140586572116, https://t.me/eschulmann/3609) (11.06.2021); "Материалы к выпуску: страшный пожар в сельской школе, мною в эфире упомянутый - это Эльбарусовская трагедия, гибель 110 человек в чувашской деревне в 1961 году" (https://www.facebook.com/Ekaterina. Schulmann/posts/10225981079464538, https://t.me/eschulmann/ 3528) (20.05.2021).
С марта 2021 года по март 2022 года выявлены факты участия Шульман Е.М. в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Сибирь.Реалии", "Север.Реалии", SIA "Medusa Project", адрес, ООО "Телеканал Дождь", выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от 24.09.2020, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение Шульман Е.М. средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения Шульман Е.М. с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, суд пришёл к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции. Включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.