Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей адресВ., фио
при секретаре Помаз А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по административному исковому заявлению Ласевича А.А, Набатчиковой Т.Ж, Корченковой З.К, Плясовой М.Х, фио, фио, Поповой С.С. к Межрайонной ИФНС России N 46 по адрес, Управлению Федеральной налоговой службы по адрес о признании решения незаконным
по апелляционным жалобам административных истцов на решение Тушинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Ласевич А.А, фио, фио, Плясова М.Х, Плеханов Ю.И, Ситников А.М, Попова С.С. обратились в суд с иском к административным ответчикам Межрайонной ИФНС России N 46 по адрес, Управлению Федеральной налоговой службы по адрес, в котором просили признать действия административных ответчиков по созданию ООО МФО "Честный Кредит", осуществляющего экономическую деятельность без лицензии Центрального Банка РФ, незаконными. В обоснование иска указали, что 18 ноября 2013 года Межрайонной ИФНС России N 46 по адрес в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ООО МФО "Честный Кредит" (ОГРН 5137746089542). 21 января 2015 года Банком России в связи с неоднократными нарушениями в течение года требований Федерального закона N 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" принято решение об исключении ООО МФО "Честный Кредит" (ОГРН 5137746089542) из Государственного реестра микрофинансовых организаций в связи с непредставлением организацией отчетов о микрофинансовой деятельности и персональном составе своих руководящих органов за 2013 год, 1-й квартал 2014 года и полугодие 2014 года. Однако ответчики сведения об исключении ООО МФО "Честный Кредит" из ЕГРЮЛ внесли лишь 10 января 2019 года. Истцы считают, что ответчиками незаконно принято решение о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании ООО МФО "Честный Кредит" (ОГРН 5137746089542), не имеющего лицензии для осуществления микрофинансовой деятельности.
Решением Тушинского районного суда адрес от 27 мая 2022 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ласевич Антона Антоновича, Набатчиковой Татьяны Жоржевны, Корченковой фио, Плясовой Марины Харалмпиевны, Плеханова Юрия Ивановича, Ситникова Анатолия Михайловича, Поповой Светланы Сергеевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по адрес, Управлению Федеральной налоговой службы по адрес о признании решения незаконным, - отказать.
В апелляционных жалобах истцы просят об отмене решения суда, указывая на то, что суд первой инстанции вынес решение с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.
Исследовав материалы административного дела, выслушав истцов фио, фио, фио, представителей административных ответчиков МИФНС России N 46 по адрес фио, УФНС России по адрес фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым без нарушения норм процессуального права, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дела было установлено, что 18 ноября 2013 года Межрайонной ИФНС России N 46 по адрес в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ООО МФО "Честный Кредит" (ОГРН 5137746089542).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 13 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган.
Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Исходя из указанных норм, суд пришел к правильному выводу, что нарушений действующего законодательства при регистрации юридического лица в действиях административных ответчиков не имелось, регистрирующий орган при создании юридического лица в силу Закона N 129-ФЗ не может и не наделен полномочиями по проверке документов, необходимых для осуществления деятельности в качестве финансовой организации.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.