Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-220/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 20 мая 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного Сухова Ждана Сергеевича к ОВК адрес о признании незаконным решения -отказать",
УСТАНОВИЛА:
Сухов Ж.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОВК адрес о признании незаконным заключения призывной комиссией МО "Хорошево-Мневники" адрес о зачислении в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, от 26 октября 2021 года.
Требования мотивированы тем, что таким решением нарушены его права.
Хорошевским районным судом адрес 11 февраля 2022 года постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель административного истца по доверенности Бобрик А.К. просила оставить решение суда без изменения.
Представитель административного ответчика фио просила оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что Сухов Ж.С, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном адрес).
30 апреля 2013 года Сухову Ж.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2015 года на основании пп "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон N53-ФЗ), а именно в связи с прохождением обучения по очной форме программе бакалавриата в ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени фио".
23 октября 2015 года Сухову Ж.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2017 года по тем же основаниям в связи с прохождением обучения по программе магистратуры.
03 мая 2018 года административному истцу была предоставлена отсрочка до 2021 года на основании пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального Закона N 53 "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением по программе аспирантуры.
Решением призывной комиссии от 26 октября 2021 года Сухов Ж.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.
Сухов Ж.С. обратился в Военный комиссариат адрес с жалобой на указанное решение. однако она была оставлена без удовлетворения.
Суд, учитывая положения Федерального закона N 53-ФЗ, а также Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, пришел к выводу о законности заключения призывной комиссии, поскольку фио закончил обучение 30 июня 2021 года, явился в военный комиссариат 30 июля 2021 года, в то время как сроки весенней призывной кампании установлены до 15 июля 2021 года, тем самым уклонился от мероприятий, связанных с призывом. Кроме того, в нарушение ст. 10 Федерального закона N53-ФЗ административный истец при изменении места жительства, а именно временной регистрации с 26 октября 2017 года по адресу: адрес. 190, встал на воинский учет в военный комиссариат адрес только 15 января 2018 года, данных о явке по повестке на 26 апреля 2018 года, полученной под личную роспись, в личном деле призывника нет.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может по следующим основаниям.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона N 53-ФЗ.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ, закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона N 53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Федерального закона N 53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (действующей на момент принятия оспариваемого решения), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего административного спора является исполнение соответствующим военным комиссариатом после 1 января 2014 года обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, в том числе, по своевременному вручению повесток ему в указанный период времени лично под расписку.
Статьей 24 Федерального закона N53-ФЗ предусмотрено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
Как предоставляется отсрочка от призыва студентам обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Из выписки из приказа МГТУ им фио от 27 августа 2021 года следует, что Сухов Ж.С. отчислен из университета в связи с окончанием обучения 31 августа 2021 года.
Диплом об окончании аспирантуры получен Суховым Ж.С. 30 июня 2021 года.
В соответствии с положениями абзаца пятого пункта 1 статьи 10 Федерального закона N53-ФЗ Сухов Ж.С. в двухнедельный срок должен был сообщить в военный комиссариат об окончании обучения, это срок истек 15 июля 2021 года в день окончания весеннего призыва.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении военным комиссариатом повесток административному истцу, их вручение.
Также не имеется доказательств совершения Суховым Ж.С. после 30 июня 2021 года действий, бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом N 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, а также выяснения обстоятельств, позволяющих определить наличие или отсутствие законных оснований для вынесения в отношении административного истца заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву.
Доводы представителя административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что административный истец при изменении места жительства 26 октября 2017 года встал на воинский учет в военный комиссариат адрес только 15 января 2018 года, неявке фио на призыв 26 апреля 2018 года не свидетельствуют об уклонении фио от призыва, поскольку он с 01 сентября 2017 года проходил обучение в университете по программе аспирантуры.
Таким образом доводы представителя административного ответчика в апелляционной жалобе являются несостоятельными.
На основании вышеприведенного, судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может, поэтому решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным заключение призывной комиссии муниципального адрес от 26 октября 2021 года, а также решения призывной комиссии адрес по жалобе фио от 04 февраля 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес от 20 мая 2022 года отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным заключение призывной комиссии муниципального адрес, оформленное протоколов N4/27 от 26 октября 2021 года в отношении Сухова Ждана Сергеевича, паспортные данные, о признании лицом, не прошедшим военную службу, не имя на то законных оснований и решение призывной комиссии адрес от 04 февраля 2022 года по жалобе Сухова Ждана Сергеевича.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.