Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио
при секретаре Ракусове А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-149/2022 по апелляционным жалобам административного истца Даудашвили Д.В, а также представителя административного ответчика фио на решение Коптевского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Даудашвили Дмитрия Владимировича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Даудашвили Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и просил признать незаконным отказа в предоставлении заверенных копий документов, а также справки о прохождении государственной регистрации, возложении обязанности по предоставлению документов.
Требования мотивированы тем, что в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела административный истец и его защитник неоднократно обращались в МЧС России с просьбой предоставить заверенные копии документов, относящихся к его служебной деятельности, а также справку о прохождении государственной регистрации документов МЧС России, однако документы представлены не были.
Коптевским районным судом адрес 07 сентября 2022 года постановлено решение, которым требования Даудашвили Д.В. удовлетворены, признан незаконным отказ МЧС России в предоставлении следующих документов: должностной инструкции заместителя начальника Управления специальной пожарной охраны МЧС России Даудашвили Д.В. утвержденной 3 апреля 2014 года; положения о Департаменте готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС России, утверждённого приказом МЧС России от 2017 года; приказа МЧС России от 22 сентября 2010 года N 470 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении МЧС России"; копий доверенностей должностному лицу МЧС России от Министра МЧС России о передаче ему полномочий по утверждению бюджетной сметы казенного учреждения, являющегося органом государственной власти по состоянию на 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года; распорядительного документа МЧС России о перечне главных распорядителей (распорядителя) средств федерального бюджета в системе МЧС России за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года; приказа МЧС России от 22 августа 2014 года N 444 "О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России" (вместе с "Порядком составления, утверждения и ведения плана внутреннего финансового аудита", "Порядком направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом аудита", "Порядком составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита"); копий актов проверки финансово-хозяйственной деятельности ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" и ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года; копий решений о привлечении должностных лиц ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" и ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России к дисциплинарной и административной ответственности по
итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года; распорядительных документов МЧС России о создании в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России постоянно действующих комиссий по социальным выплатам; приказа МЧС России от 21 марта 2013 года N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (в редакции 18 мая 2013 года); приказа МЧС России от 28 ноября 2013 года N 764 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", утвержденной приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195; приказа МЧС России от 11 февраля 2015 года N 66 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195; справки о прохождении государственной регистрации следующих документов: письма МЧС России от 14 января 2015 года N 43-33-15; письма от 07 мая 2015 года N 43-2059-15; письма МЧС России от 07 мая 2015 года N 43-2060-15; протоколов заседания комиссии МЧС России по социальным выплатам от 26 июня 2015 года и от 21 декабря 2015 года; письма ФГКУ "Специального управления ФПС N 3 МЧС России" от 01 сентября 2015 года N 1482-34/3-178.
В апелляционной жалобе административный истец Даудашвили Д.В. просит решение изменить, поскольку не разрешены требования в части непредоставления справки о прохождении государственной регистрации, взыскании судебных расходов.
Представитель административного ответчика фио в апелляционной жалобе просит решение отменить ввиду нарушения норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Даудашвили Д.В, представителя административного ответчика фио, поддержавших доводы апелляционных жалоб, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о незаконности решения МЧС России, поскольку административным ответчиком необоснованно отказано в предоставлении документов, решение не соответствует нормам Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 17 декабря 2021 года N 878, Инструкции по делопроизводству в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 03 декабря 2014 года N 670 (действовавшей на 30 января 2020 года), ГОСТу Р 7.0.97-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного приказом Росстандарта от 08 декабря 2016 года N 2004-ст.
С выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в отношении Даудашвили Д.В. возбуждено уголовное дело в связи с хищением денежных средств в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 72 МЧС России" в период прохождения им службы в МЧС России.
Даудашвили Д.В. неоднократно обращался в МЧС России с заявлениями о предоставлении заверенных копий документов МЧС России, относящихся к его служебной деятельности в период его службы в МЧС России, а также справку о прохождении государственной регистрации документов МЧС России.
Также адвокат фио направила адвокатский запрос с аналогичной просьбой о предоставлении заверенных копий указанных документов МЧС России.
На указанные обращения и адвокатский запрос МЧС России были направлены ответы от 11 января 2022 года, 25 февраля 2022 года об отказе в предоставлении запрошенных документов по различным основаниямя, в том числе в связи с наличием в запрошенных документах персональных данных иных граждан, отсутствии должностной инструкции Даудашвили Д.В. в связи с изъятием его личного дела следователем, а также тем, что ряд запрашиваемых административным истцом нормативных правовых актов относятся к общедоступной информации и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).
Из материалов административного дела следует, что на обращения административного истца и его адвоката МЧС России направило мотивированные ответы, в которых, в том числе, было указано, что документы, касающиеся Даудашвили Д.В, были изъяты следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления по адрес.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации (статья 110 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством.
Приказом МЧС России от 02 сентября 2014 года N 484 утверждён Регламент, которым установлен единый порядок рассмотрения обращений и организации приема граждан.
Согласно пункту 1.2 Регламента МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В силу названного выше положения МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности (пункт 5); осуществляет руководство деятельностью федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны (подпункт 4 пункта 8); издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (подпункт 2 пункта 9).
Таким образом, Министерство самостоятельно в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступивших в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан, принимает по ним решение и направляет ответ в установленный срок.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Приказом МЧС России от 29 декабря 2021 года N933 "Об организации работы по рассмотрению обращений граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утвержден Порядок организации делопроизводства по вопросам рассмотрения обращений граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных принимать решения при рассмотрении обращений граждан.
Пунктом 3.1 указанного Приказа предусмотрено, что результатом рассмотрения обращения гражданина, в том числе полученного в ходе личного приема, является:
а) письменный, в том числе направленный в форме электронного документа, либо устный, данный на личном приеме, ответ гражданину по существу всех поставленных вопросов;
б) письменное, в том числе направленное в форме электронного документа, уведомление либо устное разъяснение, данное на личном приеме гражданину:
о направлении обращения в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу по компетенции;
о невозможности рассмотрения его обращения;
о прекращении переписки.
Согласно п.5.4 Приказа МЧС России от 29 декабря 2021 года N933 "Об организации работы по рассмотрению обращений граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" ответ гражданину на обращение готовится ответственным исполнителем с учетом информации, предоставленной соисполнителями, а также документов и материалов, представленных другими государственными органами, органами местного самоуправления.
Текст ответа составляется в официальном стиле без употребления служебных аббревиатур. Ответ на обращение должен содержать обоснованный и мотивированный ответ на каждый поставленный в обращении вопрос. При необходимости в ответе приводится ссылка на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, МЧС России.
При этом МЧС России в рамках установленных законом полномочий самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.
Признание незаконным и необоснованным оспариваемого ответа административного ответчика не может служить основанием для обязания МЧС России принять по итогам проверки в рамках рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, поскольку МЧС России в силу закона самостоятельно определяет порядок разрешения обращений граждан, иное означало бы вмешательство в деятельность МЧС России и ограничение самостоятельности его органа в принятии по результатам рассмотрения обращения заявителя итогового решения в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.
Решение суда, которым удовлетворены требования административного истца, не согласуется также с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62).
В абзаце пункта 62 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации указано, что следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В настоящем административном деле фактов превышения административным ответчикам в связи с рассмотрением обращений Даудашвили Д.В. предоставленных ему полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества не установлено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с положениями приведенных норм, приходит к выводу, что на заявления Даудашвили Д.В. и его адвоката ответы даны надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции в установленные законом сроки, ответы мотивированы, даны по существу поставленных в обращениях вопросов. Содержание ответов требованиям законодательства не противоречит, препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя не установлено.
Несогласие Даудашвили Д.В. с содержанием ответов на его обращение не может рассматриваться как нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом N59-ФЗ.
Судебная коллегия учитывает, что административным ответчиком истцу разъяснены порядок ознакомления с документами, находящимися в общем доступе, а также разъяснены причины невозможности предоставления иных запрашиваемых документов (изъятие материалов дела, наличие в запрашиваемых документах персональных данных). Обоснованность данных указаний административного ответчика в ходе судебного разбирательства ничем объективно не опровергнуто.
При таком положении принятый судом по настоящему административному делу судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Даудашвили Д.В. в удовлетворении требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решения незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда адрес от 07 сентября 2022 года отменить, принять новое решение, которым отказать Даудашвили Д.В. в удовлетворении требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании отказа незаконным и выдаче документов.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.