Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Маклаковой Н.Н. в защиту МБУ "Городское благоустройство" на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-1953/2021/ТиНАО от 14 сентября 2021 года и решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении муниципального бюджетного учреждения "Городское благоустройство", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 года N 0401-1953/2021/ТиНАО МБУ "Городское благоустройство" (далее также - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 4.19 КоАП г. Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд приведённые выше акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалует защитник Маклакова Н.Н. по доводам поданной жалобы, согласно которым Учреждение осуществило вырубку двух деревьев породы берёза законно, имело разрешительные документы на вырубку деревьев, оформленное постановлением главы Администрации городского округа Щербинка Чиркалиным А.А, в соответствии с которым Учреждению разрешено проведение работ по санитарной рубке и реконструкции зелёных насаждений, а также этим постановлением Учреждение обязано возместить ущерб, причинённый окружающей среде, в виде посадки двух деревьев. Также просит учесть, что вопрос выдачи разрешений на санитарную вырубку деревьев на территории городского округа Щербинка относится к компетенции местных органов власти, которые, согласно Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предоставляет Управление строительства и архитектуры Администрации городского округа Щербинка в городе Москве.
Законный представитель МБУ "Городское благоустройство" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Учреждения защитников по доверенности Маклакову Н.Н. и Кабаеву Е.Г, которые доводы жалобы поддержали в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав защитников, изучив доводы указанной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьёй 4.19 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за незаконное уничтожение зелёных насаждений.
Из материалов дела следует, что 14 июля 2021 года примерно в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 2, МБУ "Городское благоустройство" осуществило вырубку 2 (двух) деревьев породы берёза без оформленной в установленном законом порядке разрешительной документации.
Вместе с тем, судья районного суда, соглашаясь с выводами должностного лица административного органа о привлечении Учреждения по статье 4.19 КоАП г. Москвы за нарушение требований п.п. 8.1.6, 8.6 Правил создания, содержания и охраны зелёный насаждений города Москвы, утверждённых постановлением правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, не учёл следующее.
Законом города Москвы от 28.07.2011 N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" предусмотрено, что присоединённые муниципальные образования сохраняют свой статус (наименование, границы, вопросы местного значения, структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населённом пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
Таким образом, судье районного суда необходимо было проанализировать редакцию Устава городского округа Щербинка города Москвы, решение Совета Депутатов г.о. Щербинка в г. Москве от 4 сентября 2014 года N 149/18, постановление Администрации г.о. Щербинка от 25 июня 2020 года N 166 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на санитарную рубку, реконструкцию зелёных насаждений и закрытие разрешения на территории г.о. Щербинка в г. Москве" и решить вопрос о наличии вины или её отсутствие в действиях МБУ "Городское благоустройство" в совершении административного правонарушения по статье 4.19 КоАП г. Москвы.
Из материалов дела следует, что Учреждение обратилось в соответствии с установленным в городском округе Щербинка в г. Москве порядком получения разрешительной документации по вырубке деревьев и получило такое разрешение в форме постановления от 19 июля 2021 года N 216 "О проведении работ по санитарной вырубке зелёных насаждений по адресу: город Москва, город Щербинка, улица Космонавтов, вблизи дома 2" (л.д. 76).
Также Учреждением были представлены в дело следующие документы: ведомость пересчёта деревьев, назначенных для проведения работ по санитарной вырубке зелёных насаждений (Приложение к постановлению) (л.д. 77), постановление Администрации городского округа Щербина в городе Москве от 25.06.2020 N 166 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдачи разрешений на санитарную рубку, реконструкцию зелёных насаждений и закрытие разрешения на территории г.о. Щербинка в г. Москве" (л.д. 77 оборот - 78), Административный регламент к постановлению от 25.06.2020 N 166 (л.д. 78 оборот - 85 оборот), постановление главы Администрации г.о. Щербинка от 11 ноября 2006 года N 464 "О внесении изменений в административный регламент постановления муниципальной услуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зеленых насаждений" (л.д. 86 - 86 оборот).
Данные документы не получили должной оценки в решении судьи районного суда, а именно, являлось ли постановление главы Администрации г.о. Щербинка от 19 июля 2021 года N 216 по санитарной вырубке и реконструкции зелёных насаждений обязательным для МБУ "Городское благоустройство".
Из доводов жалобы МБУ "Городское благоустройство" следует, что такую муниципальную услугу в городском округе Щербинка предоставляет Администрация городского округа Щербинка в городе Москве, а результатом предоставления муниципальной услуги является полученное Учреждением постановление главы Администрации г.о. Щербинка от 19 июля 2021 года N 216 являющееся обязательным к исполнению МБУ "Городское благоустройство".
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, и не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного Федерального закона).
К вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, как и организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов, как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской область" с 1 января 2012 года изменились границы между субъектами Российской Федерации и городской округ Щербинка вошёл в состав города Москвы.
Согласно статье 8 Устава городского округа Щербинка к вопросам местного значения городского округа Щербинка относятся мероприятия по охране окружающей среды, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территорий городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Устава городского округа Щербинка Глава Администрации городского округа Щербинка обеспечивает осуществление Администраций полномочий по решению вопросов местного значения и переданным полномочиям.
Согласно раздела 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений", утверждённого постановлением Главы администрации г.о. Щербинка, муниципальная услуга - выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений. Вырубка деревьев и кустарников на территории городского округа Щербинка в городе Москве может быть разрешена в случаях:
-осуществления градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
-проведения санитарных рубок и реконструкции зелёных насаждений;
-ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций, ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений.
Таким образом, на основании приведенной выше нормы в целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования, включенных в состав внутригородской территории города Москвы предусмотрено, что рубка и (или) пересадка, обрезка зеленых насаждений на территории городского округа производится в порядке, утвержденном органом местного самоуправления городского округа Щербинка, работы по рубке и обрезке зеленых насаждений производятся только при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке.
При таком положении судье районного суда необходимо выяснить, обязано ли было Учреждение при наличии постановления главы Администрации городского округа Щербинка в городе Москве от 19 июля 2021 года N 216, полученного в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом по предоставлению муниципальной слуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений", утверждённого постановлением главы администрации г.о. Щербинка, выполнить требование о получении порубочного билета в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для соблюдения пунктов 8.1.1-8.1.6 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-П.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении МБУ "Городское благоустройство".
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При установленных обстоятельствах решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Маклаковой Н.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении муниципального бюджетного учреждения "Городское благоустройство", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес, - отменить, Дело направить в Щербинский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.