Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" по доверенности Левинсона А.Л. на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года юридическое лицо - Ассоциация по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе в Московский городской суд защитник юридического лица по доверенности Левинсон А.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Ассоциации состава вмененного правонарушения и доказательств ее вины и участия в политической деятельности в интересах иностранных источников финансирования. По мнению заявителя, привлечение Ассоциации к административной ответственности, основанное на положениях ч.6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, нарушает нормы международного права, в частности ст.ст. 10. 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и противоречит Международному Пакту о гражданских и политических правах (ратифицирован СССР 16 октября 1973 года). Также заявитель указывает на недопустимость в качестве доказательства протокола об административном правонарушении, поскольку он составлен с процессуальными нарушениями, в нем не указано, кем он составлен, не верно указаны сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно кем принято решение о государственной регистрации Ассоциации при ее создании, также необоснованно установлено время совершения правонарушения, событие правонарушения не изложено.
Законный представитель Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" и защитник по доверенности фио в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 260-263), об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, учитывая изложенное, руководствуясь ст. 25.1, ст. 25.4, ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд полагает возможным рассмотреть дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право".
Допрошенный в судебном заседании главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве фио фактические обстоятельства дела, изложенные в протоколе об административном правонарушении подтвердил, считая вину Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ, установленной и доказанной представленными в материалы дела доказательствами, и пояснил, что ранее Замоскворецким районным судом адрес вынесено решение от 01 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований Ассоциации к Минюсту России о признании незаконным распоряжения от 03 декабря 2021 года о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, данное решение вступило в законную силу 13 октября 2022 года и решением Второго Кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года по делу N 8а-7274/23 судебные акты районного суда и Московского городского суда оставлены без изменений.
В судебном заседании был опрошен фио, который пояснил, что он, будучи главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Москве 18 января 2022 года составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право". При составлении протокола допущена техническая ошибка в части указания органа, которым принято решение о государственной регистрации организации при ее создании, и неверно указан орган "Московская регистрационная палата", так как данное решение было принято 23 апреля 2010 года Минюстом России. Также в вводной части протокола неверно указано наименование организации, в отношении которой он составлен, что является явной технической опиской, поскольку в остальных частях протокола название юридического лица, в отношении которого он составлен и иные сведения о лице, в том числе юридический адрес, ОГРН, ИНН, КПП указаны верно, и является очевидным, что дело об административном правонарушении возбуждено именно в отношении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" и протокол об административном правонарушении составлен также в отношении именно данной организации.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, допросив фио, фио, нахожу состоявшееся по делу постановление судьи законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью (все нормы в решении приведены в редакции, действующей на период событий, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на адрес, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на адрес, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 03 декабря 2021г, в 16 час. 46 мин. по адресу: адрес, в ходе внеплановой документарной проверки Ассоциации установлены сайты Ассоциации в сети Интернет: www.army-hr.ru, www.agsinfo.ru, www.realarmy.org (портал "Реальная армия"). Вышеуказанные сайты объединяет размещение информации по единой тематике, а также указание идентичных контактных данных Правозащитной инициативы "Гражданин и Армия": 9110306@gmail.com.Согласно представленным на проверку сведениям, Ассоциация также использует электронный почтовый ящик, сходный по наименованию с сайтом army-hr.ru, а именно: armyhr@gmail.com.
Кроме того, на сайте www.realarmy.org указывается, что данный проект действует при поддержке сообщества правозащитных организаций "Гражданин и армия".
В ходе проверки установлено, что редактором портала realarmy.org является фио, которая, согласно сайту Правозащитного центра "Мемориал", является также членом Правозащитной инициативы "Гражданин и армия". На интернет портале Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общество содержится указание о том, что фио является пресс-секретарем правозащитной группы "Гражданин.Армия.Право". Таким образом, установлено, что фио является работником Ассоциации. Согласно сведениям, представленным Ассоциацией, и выпискам по движению денежных средств по счетам Ассоциации, в проверяемом периоде фио в качестве заработной платы от Ассоциации получено сумма.
Согласно Уставу Ассоциации (п.п. 3.1.1 - 3.1.4) целями создания Ассоциации является осуществление деятельности, направленной на защиту прав, законных интересов граждан, призываемых на военную службу или направляемых на альтернативную гражданскую службу, проходящих военную или альтернативную гражданскую службу, членов их семей, а также: реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан Российской Федерации; содействие объединению усилий граждан на реализацию их общих интересов; развитие просвещения и образования в области
Согласно докладу "Проблемы призыва на военную службу и прохождения военной службы с точки зрения правозащитников", размещенному 15.07.2019 на
портале realarmy.org/problemy-prizyva-v-armiyu-i-voennoj-sluzhby-v-rossii/, realarmy.org/wp-content/uploads/2019 /07/doklad_problemy_prizyva_armii.pdf, Ассоциация осуществляет работу с гражданами посредством правовой приемной, просветительского сайта и форума. Правовая приемная. На правовую линию ежегодно поступает несколько тысяч вопросов и обращений по проблемам призыва на военную службу, прохождения военной службы и альтернативной гражданской службы. Со всеми обращениями ведется работа юристов, которые консультируют обратившихся, проверяют и анализируют информацию о нарушениях, добиваются их устранения. Ежегодно на основе работы с обращениями граждан
Ассоциация готовит аналитические справки о нарушениях прав призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих. Работа с гражданами через правовую приемную позволяет не только следить за ситуацией с нарушениями прав призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих, но и выявлять самые острые проблемы и своевременно на них реагировать.
Просветительский портал "Реальная Армия" (realarmy.org) На сайте "Реальная армия" (РА) размещаются просветительские материалы по вопросам призыва на военную службу, прохождения военной службы и АТС, подготовленные на основе работы юристов правовой приемной. При помощи сайта РА производится информирование граждан о выявленной проблеме, ведется разъяснение, в чем состоит угроза данной проблемы, какие права граждан при этом нарушаются, как в данной конкретной ситуации необходимо действовать.
а) Рубрикатор (realarmy.org/rukovodstvo-prizyvnikam-po-samozashhite- prav/). На основе многолетнего опыта работы по защите прав призывников, военнослужащих и альтернативнослужащих Ассоциация разработала Рубрикатор типовых нарушений прав указанной категории граждан, который позволил систематизировать нарушения по видам и типам. В ходе доработки он стал инструментом по самозащите прав граждан - каждый тип нарушений, с которыми могут столкнуться граждане при призыве, прохождении военной службы и АТС, подробно описан и снабжен алгоритмом действий (инструкцией), образцами жалоб и обращений в различные органы власти.
б) Правовые инструкции. На основе обращений по самым актуальным проблемам, с опорой на Рубрикатор, Ассоциация разрабатывает пошаговые правовые инструкции по отстаиванию прав гражданами. Инструкции снабжаются образцами жалоб, исков и информацией о всех важных судебных решениях, на которые граждане могут опираться при обращении в суд. Инструкции размещаются на сайте РА, через который также осуществляется обратная связь с целевой аудиторией.
Форум родителей военнослужащих.
Ассоциация работает в направлении стимулирования граждан к действиям по самозащите своих прав и контролю над ситуацией по соблюдению прав граждан.
В ходе проверки установлено, что Ассоциация в проверяемом периоде осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер. В частности: При поддержке Ассоциации действует горячая линия правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право" (+7-917-517-27-72). Изучение вышеуказанных сайтов (www.army-hr.ru, www.agsinfo.ru, www.realarmy.org.), показывает, что Ассоциацией распространяются информационные материалы, формирующие негативное общественное мнение о прохождении военной службы по призыву, а также, описывающие преимущества альтернативной гражданской службы (АТС). Кроме того, на указанных сайтах приводятся сведения о порядке прохождения АТС, разъяснения конфликтных моментов при подаче заявления в военные комиссариаты, информация о судебных делах, о якобы массовых произволе и преступлениях в Вооруженных силах. Указанная деятельность, наряду с выступлениями и публикациями фио, непосредственно затрагивают такую сферу как оборона и безопасность Российской Федерации.
В статье под заголовком "Россия не даст добро?", размещенной на портале realarmy.org/rossiya-ne-dast-dobro/, 20.10.2019, приводится критическая позиция по вопросу выхода Российской Федерации из-под юрисдикции "Международной комиссии по установлению фактов" (нарушения норм международного гуманитарного права в ходе военных конфликтов).
Аналогичная по содержанию публикация под заголовком "Что означает выход России из-под юрисдикции Международной комиссии по установлению фактов? Комментарий фио" размещена 23.10.2019 на сайте Международной правозащитной адрес+ (https://civilmplus.org/news/chto-oznachaet-vyhod-rossii-iz-pod-yurisdiktsii- mezhdunarodnoj-komissii-po-ustanovleniyu-faktov-kommentarij-sergeya- krivenko/).
В статье под заголовком "Вправе ли военнослужащий отказаться от профилактических прививок?", размещенной 21.02.2021 на сайте realarmy.org/vprave-li-voennosluzhashhij-otkazatsya-ot-profilakticheskix- privivok/, Ассоциацией распространяются сведения о якобы массовых случаях принуждения к вакцинации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В статье под заголовком "Поправки к закону "Об обороне" ударят по правам человека, активистам и СМИ", размещенной 31.08.2020 на сайте realarmy.org/popravki- k-zakonu-ob-oborone-udaryat-po-pravam-cheloveka-aktivistam-i-smi/, распространяются критические высказывания и суждения по вопросу опубликования законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне".
На портале realarmy.org/problemy-prizyva-v-armiyu-i-voennoj-sluzhby-v-rossii/, realarmy.org/wp-content/uploads/2019/07/doklad_problemy_prizyva_armii.pdf 15.07.2019 размещен доклад под наименованием "Проблемы призыва на военную службу и прохождения военной службы с точки зрения правозащитников".
В докладе приводится перечень "необходимых структурных и законодательных изменений, которые, по мнению правозащитников, поспособствуют решению ряда важных проблем военной службы и призыва и значительно сузят условия, способствующие нарушению прав призывников и военнослужащих, а также развитию коррупции в сфере военной службы и призыва" о выведении военной полицию из подчинения Минобороны, о пересмотре формы контракта и ведомственных документов, связанных с условиями прохождения службы по контракту, а также УСТАВЫ, о разделении законо "О воинской обязанности и военной службе" на два законодательных акта, вернуть полноценную систему отсрочек от военной службы для получения высшего образования и по семейным проблемам. Сделать военную службу разновидностью государственной службы. Принять отдельный закон "О ветеранах боевых действий", о сокращении срока военной службы по призыву до 4-6 месяцев, исключив направление военнослужащих по призыву в части ПБГ (полной боевой готовности), убрав возможность участия военнослужащих по призыву в боевых действиях, оставив возможность привлекать их к ЧС, разрешить пользоваться военнослужащим по призыву мобильными телефонами без ограничений. Сократить срок прохождения АТС до 7-9 месяцев. Реорганизовать систему медицинского освидетельствования, передав функции проведения медицинского освидетельствования в Минздрав, о разделении функционально министерства обороны и генштаб (министерство отвечает за политику ведомства, генштаб - за войска, боевую подготовку, учебу). Принять отдельный закон "О гражданском контроле над Военной организацией России", в котором четко прописать полномочия Государственной Думы в вопросах формирования военного бюджета и его контролирования. Общественным организациям обеспечить возможность посещения воинских частей и контроля за правопорядком и бытовыми условиями службы. Ввести должность Уполномоченного по правам военнослужащих.
фио, как член Координационного совета международной правозащитной адрес+ (избран в ноябре 2019 в ходе встречи участников платформы в Киеве) (https://civilmplus.org/news/znakomtes-s- obnovlennym-koordinatsionnym-sovetom-platformy-civilm/) является автором (соавтором) различных информационных материалов.
Так, на портале https://civilmplus.org/wp-content/uploads/2020/10/44p_VictimHelp-summaryRUS_A4.pdf размещено научно-практическое пособие "Переходное правосудие и вооруженный конфликт в Украине: проблемы привлечения виновных к ответственности и помощи жертвам", 2020.
В выводах данного исследования, в частности, указывается: "Современная ситуация в Украине характеризуется наличием двух видов конфликта - социального конфликта (как результат перехода от авторитарного постсоветского режима к демократическому) и вооруженного конфликта (как результат внешней агрессии Российской Федерации. По данным, содержащимся в указанном пособии, работа по созданию данного информационного материала велась при поддержке Федерального Министерства иностранных дел Германии.
В феврале 2021 года на сайте "Гражданин и полиция" - проекта Московской хельсинской группы (police.mhg.ru) размещено публичное обращение представителей правозащитных организаций под заголовком "Остановить полицейское насилие и массовое нарушение фундаментальных прав человека" (http://police.mhg.ru/news/ostanovit-policeyskoe-nasilie-i-massovoe-narushenie-fundamentalnyh-prav-cheloveka). Поддержавшими обращения стали, в частности, фио и фио.
Таким образом, вышеуказанные публикации непосредственно затрагивают такие сферы, как обеспечение законности и правопорядка, обороны страны, внешней политики, деятельности государственных органов, а также законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, представленные Ассоциацией документы содержат сведения о перечислении Ассоциацией денежных средств в пользу НКО, выполняющих функции иностранного агента. Среди них: Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", (сумма в период 04.12.2020-21.05.2021). Организация включена в реестр 03.09.2015; Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", (сумма за период 29.12.2020-21.05.2021). Организация включена в реестр 20.04.2015; Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", (сумма за период 09.06.2021). Организация включена в реестр 30.12.2014; Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", ИНН 1215063179 (сумма за период 11.12.2020-08.06.2021). Организация включена в реестр 30.12.2014.
В ходе проверки комиссией установлено, что Организация является получателем иностранного финансирования. Согласно сведениям Ассоциации, предоставленным на проверку, за период с 01.08.2018 по 31.07.2021 99%
денежных средств, полученных Ассоциацией, являются денежными средствами из иностранных источников и составляют около сумма.
Получение Ассоциацией денежных средств также подтверждается представленным на проверку документам (сведениям), согласно которым в рамках договора N NEAR-TS/2019/410-721 Ассоциацией от Европейского Союза (в лице Европейской Комиссии) в период с 03.12.2019 по 19.05.2021 получены денежные средства в размере сумма.
Министерством Юстиции Российской Федерации (распоряжение от 03 декабря 2021 года N1381-р) Ассоциация включена в реестр некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.
В нарушение абз.2 п.7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях на дату завершения проверки с заявлением о внесении сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Ассоциация не обращалась.
Действия Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела и вина Ассоциации в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: Уставом, протоколом общего собрания учредителей N 1, выпиской из ЕГРЮЛ Ассоциации; распоряжением ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о проведении внеплановой документарной проверки; уведомлением о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 13 января 2021 года N8630; договором о пожертвовании; сведениями о перечислении денежных средств; актом проверки от 03 декабря 2021 года с приложениями; письмом Управления Роскомнадзора; письмом Департамента по делам некоммерческих организаций Минюст России; распоряжением о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента от 03 декабря 2021 года N1381-р; протоколом об административном правонарушении от 18 января 2022 года, составленным уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; решением Замоскворецкого районного суда адрес от 01 апреля 2022 года, вступившим в законную силу 13 октября 2022 года; показаниями должностного лица Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве фио, фио, допрошенный в суде второй инстанции.
Оценивая вышеперечисленные доказательства в их совокупности, нахожу их достоверными, последовательными, непротиворечивыми, относимыми и допустимыми, отвечающими требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, а их совокупность достаточной для установления юридически значимых обстоятельств по настоящему делу.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, влекущих за собой признание вышеуказанных доказательств недопустимыми, не установлено, как не установлено нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Совокупность вышеперечисленных доказательств нахожу достаточной для установления юридически значимых обстоятельств настоящего дела и полного, всестороннего и объективного разрешения дела по жалобе на постановление в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют, а заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что Ассоциацией приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства, при этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ, у Ассоциации имелась, что свидетельствует о ее вине.
Доводы жалобы от отсутствии в действиях Ассоциации состава вмененного правонарушения и доказательств вины и участия в политической деятельности в интересах иностранных источников финансирования, отклоняются, как несостоятельные, поскольку своего объективного подтверждения не нашли и действительности не соответствуют, напротив совокупность
вышеперечисленных доказательств с очевидностью указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и виновность Ассоциации в его совершении.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" и на основании полного, объективного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и виновности указанного юридического лица в его совершении.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в обжалуемом постановлении, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности Ассоциации в совершении вмененного административного правонарушения.
Действия Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" верно квалифицированы по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Постановление мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основания не согласиться с его законностью и обоснованностью, отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что привлечение Ассоциации к административной ответственности, основанное на положениях ч.6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, нарушает нормы международного права, несостоятельны и фактически направлены на переоценку обстоятельств и выводов, установленных вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда адрес от 01 апреля 2022 года о признании законным распоряжения Минюста России о включении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Вопреки доводам в жалобе протокол об административном правонарушении обоснованно признан судом допустимым доказательством, получившим надлежащую оценку судьи районного суда, его содержание позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Ассоциации в совершении административного правонарушения, ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Допущенные в протоколе об административном правонарушении описки не влекут признание его недопустимым доказательством.
Так, в ходе рассмотрения настоящей жалобы и опроса свидетеля фио, который будучи главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по адрес 18 января 2022 года составил протокол об административном правонарушении, установлено, что решение о государственной регистрации Ассоциации при ее создании было принято 23 апреля 2010 года Минюстом России, а не ошибочно указанной Московской регистрационной палатой.
Суд второй инстанции учитывает, что неверное указание в протоколе об административном правонарушении органа, которым принято решение о государственной регистрации организации при ее создании, что является явной технической ошибкой, и не является основанием для исключения протокола из числа допустимых доказательств по делу, поскольку установленных по делу обстоятельств не опровергает и никоим образом не влияет на квалификацию действий юридического лица, не ухудшает положение привлекаемого лица и не ставит под сомнение законность вынесенного судьей районного суда по делу постановления, поскольку вина Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" установлена и подтверждается приведенными выше доказательствами.
По тем же основаниям протокол не подлежит исключению из числа допустимых доказательств ввиду допущенной в его вводной части технической описки, а именно при указании наименования организации, в отношении которой протокол составлен.
В остальной части протокола название юридического лица, в отношении которого он составлен, и иные сведения о юридическом лице, в том числе юридический адрес, ОГРН, ИНН, КПП указаны верно (л.д. 205).
Является очевидным, что производство по делу об административном правонарушении возбуждено и велось именно в отношении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право", все процессуальные акты, в том числе протокол об административном правонарушении составлены в отношении именно данной организации, что подтверждено лицом, составившим протокол об административном правонарушении, фио и не отрицалось в ходе производства по делу заявителем.
Данные обстоятельства не повлияли на полное и всестороннее рассмотрение дела, все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, судьей районного суда установлены в полном объеме.
Находящиеся в материалах дела процессуальные акты составлены в соответствии с предъявляемыми нормами КоАП РФ требованиями и существенных недостатков, влекущих признание их недопустимыми доказательствами, не содержат.
Ссылка в жалобе на отсутствие в протоколе сведений о должностном лице его составившим, не обоснована и не соответствует действительности. Из протокола следует, что он составлен и подписан главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве фио
В связи с изложенным, доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства протокола об административном правонарушении, судом второй инстанции отклоняются, как несостоятельные, поскольку существенных противоречий, влияющих на квалификацию действий Ассоциации и на выводы о доказанности ее вины в совершении вмененного правонарушения, не влияют.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" и сведений, являющихся основанием для освобождения ее от административной ответственности, материалы дела не содержат, а заявителем не представлено.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов о наличии в действиях Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.
Несогласие с оценкой собранных по делу доказательств, равно как и несогласие с постановлением судьи районного суда, не является основанием к отмене данного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и является справедливым, соразмерным содеянному и отвечает целям административного наказания, установленным ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, нет.
Обстоятельств, которые в силу п.п.2-5 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда адрес от 07 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" - оставить без изменения, жалобу защитника Ассоциации по содействию защите прав призывников, альтернативнослужащих и военнослужащих "Правозащитная группа "Гражданин. Армия. Право" по доверенности Левинсона А.Л. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.