Судья Московского городского суда фио, с участием защитников адрес фио, Нагорной Ю.В., фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес фио на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 272/23-МО от 25.11.2021 г., представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 12-09/2442 от 26.11.2021 г. и решение судьи Люблинского районного суда адрес от 21.11.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 272/23-МО от 25.11.2021 г. адрес (далее так же - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, а так же в отношении Общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 12-09/2442 от 26.11.2021 г.
Решением судьи Люблинского районного суда адрес от 21.11.2022 г. указанные постановление и представление должностного лица оставлены без изменения, жалоба защитника адрес - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник адрес Яшина-Науменко О.С. просит об отмене постановления, представления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что требование в Представлении обеспечить очистку сточных вод в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552, или прекратить сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в водный объект является незаконным. В связи с тем, что адрес правомерно осуществляло сбросы загрязняющих веществ со сточными водами с соблюдением разрешенных нормативов и лимитов допустимых сбросов, вменяемое правонарушение по ч. 1 ст. 8.5 КоАП РФ отсутствует. Ущерб окружающей среде за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов и лимитов возмещается путем внесения в установленном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Требование невыполнимо, поскольку Курьяновские очистные сооружения не рассчитаны на очистку сточных вод до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552.
Выполнение противоречащего природоохранному законодательству требования должностного лица предполагает прекращение оказания услуг водоотведения около половине населения адрес (Курьяновские очистные сооружения обеспечивают очистку и отведение около 50 % сточных вод), что противоречит ст. 21 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, повлечет тяжелые социально-экономические последствия. Подход должностного лица при вынесении постановления о том, что сбросы загрязняющих веществ со сточными водами с соблюдением разрешенных концентраций загрязняющих веществ в нормативах (лимитах) допустимых сбросов, является несоблюдением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (поскольку не соблюдаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552), противоречит природоохранному законодательству. В материалах административного дела отсутствуют какие-либо доказательства подтверждающие, что гибель водных биоресурсов является следствием сбросов сточных вод АО ??Мосводоканал". Источник негативного воздействия, оказавшего влияние на водные биоресурсы не установлен. В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие причины гибели рыбы. Районный суд безосновательно посчитал, что сам по себе факт правомерного (разрешенного) и оплачиваемого (возмещаемого) негативного воздействия на водный объект в целях осуществления водоотведения подтверждает гибель рыбы в результате деятельности адрес", проигнорировал доводы адрес" о технологической невозможности очистки сточных вод до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, требуемых Росрыболовством.
Решение Люблинского районного суда не отвечает требованию мотивированности, установленному в п.п. 6 п. 1 ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП, не учитывает требования законодательства в области охраны окружающей среды по нормированию негативного воздействия на окружающую среду. Судом проигнорирована невозможность исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 26.11.2021 N 12-09/2442.
Защитники адрес фио, Нагорная Ю.В, фио в судебном заседании поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 520-ФЗ "О Животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 адрес кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии с ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ).
Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства от 29 апреля 2013 года N 380 (далее - Положение), определены меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Невыполнение указанных норм свидетельствует о несоблюдении требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно материалам дела, 01.07.2021 г. с 10:00 по 17:00, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения участок реки Москва протекающей в мкр. адрес Печатники, установлено, что в результате длительного сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод в реку Москва произошло накопление загрязняющих веществ в акватории реки Москва. Источником загрязнения является точка сброса с очистных сооружений расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0000000:6210, 77:04:0033011:24, 77:04:0003011:2404, расположенных в мкр. Курьяново в адрес. Водоток постоянный, довольно интенсивный. Вода загрязненная взвешенными веществами. Вследствие повышения температурного режима окружающей среды и температуры воды, выступивших катализатором химической реакции, произошло значительное окисление активных загрязняющих веществ, накопленных в толще воды и на дне водного объекта, в результате чего уровень растворенного в воде кислорода значительно понизился, что привело к тотальной гибели от гипоксии обитающих в реке Москва водных биологических ресурсов. Погибшая рыба в основной массе расположена вдоль уреза воды на всем протяжении береговой полосы реки Москва (около 500 метров). Количественный состав погибшей рыбы: 106141 экз, из них: судак - 7434 экз, окунь - 16382 экз. сазан - 9622 экз, карп - 6441 экз, берш - 4085 экз, густера - 88Т4 экз, карась серебряный - 19805 экз, сом - 908 экз, красноперка - 11605 экз, плотва - 21045 экз. Так же незначительная часть погибших гидробионтов покрывала центральную часть водного зеркала. При этом, тотальный подсчет погибших гидробионтов не представлялся возможным в связи с частичным разложением и опусканием на дно погибшей рыбы, активным уничтожением погибшей рыбы дикими животными и птицами.
В соответствии с ответом на определение об истребовании сведений, предоставленном ЦФ ФГБУ "Главрыбвод" от 06.07.2021 г, река Москва, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 года N 206 "Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения", относится к водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории.
Как следует из ответа из Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес (вх. 12-09/813 от 07.07.2021 г.), сброс сточных вод вблизи земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0000000:6210, 77:04:0033011:24, 77:04:0003011:2404 осуществляет адрес (ИНН 7701984274) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.11.2019 N 77-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2019- 01922/00, осуществление сброса сточных вод в реку Москва находится через оголовок выпуска постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Из решения о предоставлении водного объекта в пользование N 77-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2019-01922/00 от 21.11.2019 г, использование водного объекта Река Москва может производится адрес при выполнении им следующих условий: 1) недопущении нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; 4) осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте; 7) осуществлении мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения.
Согласно заключения ФГБНУ "ВНИРО" N 31-12/3641 от 30.07.2021 г. результаты гидрохимического и токсикологического исследования проб воды свидетельствуют о неблагоприятных условиях обитания объектов любительского рыболовства в Москве-реке в адрес ОС из-за недонасыщенности вод кислородом и загрязненности вод соединениями азота.
В соответствии с экспертным заключением ЦФ ФГБУ "Главрыбвод" N ИСХ- ЦФ2021-2664 от 06.10.2021 г, ущерб от гибели рыб составляет сумма.
Действия адрес квалифицированы по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.
Факт совершения адрес административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 272/23-МО от 20.09.2021 г, содержащим обстоятельства правонарушения; актом обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны от 01.07.2021 г.; фото-таблицей; ответа из Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес; решением ДЖКХ адрес о предоставлении водного объекта в пользование; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении адрес; ответом на определение об истребовании сведений, предоставленном ЦФ ФГБУ "Главрыбвод" от 06.07.2021 г.; заключением ФГБНУ "ВНИРО" по результатам гидрохимического и токсикологического исследования проб воды N 31-12/3641 от 30.07.2021 г.; актом отбора проб; протоколом результатов биотестирования от 20.07.2021 г.; протоколом КХА N 10-2021 от 20.07.2021 г.; экспертным заключением ЦФ ФГБУ "Главрыбвод" N ИСХ- ЦФ2021-2664 от 06.10.2021 г.; показаниями опрошенного в ходе рассмотрения жалобы судом первой инстанции заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фио о проведении отборов воды выше и ниже очистных сооружений и установленных превышениях норм загрязняющих веществ, а так же о том, что природные явления не влияют на гибель рыбы, к гибели рыбы привели превышение загрязняющих веществ от адрес, что и было установлено в ходе проведения проверки.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях адрес состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о правомерном (разрешенном) и оплачиваемом (возмещаемом) негативном воздействии на водный объект в целях осуществления водоотведения, об отсутствии доказательств подтверждающих гибель водных биоресурсов вследствие сбросов сточных вод АО ??Мосводоканал", о технологической невозможности очистки сточных вод до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, требуемых Росрыболовством, являлись предметом проверки в ходе рассмотрения дела судьей районного суда и обоснованно отклонены, как несостоятельные по основаниям, подробно приведенным в обжалуемом постановлении, с которыми суд второй инстанции соглашается.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, выражается в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В соответствии с Положением, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б" пункта 2); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт "в" пункта 2); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт "г" пункта 2).
Из материалов дела следует, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.11.2019 N 77-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2019- 01922/00, адрес осуществляет сброс сточных вод в реку Москва, в результате которого произошло накопление загрязняющих веществ в акватории реки Москва, что привело к тотальной гибели обитающих в реке Москва водных биологических ресурсов.
При этом, из решения о предоставлении водного объекта в пользование N 77-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2019-01922/00 от 21.11.2019 г, следует, что использование водного объекта Река Москва может производится адрес при выполнении им в том числе таких условий, как недопущение нарушения прав других водопользователей и причинения вреда окружающей среде, осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте, осуществление мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения.
Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности связанной с осуществлением водоотведения, адрес при сбросе сточных вод в водный объект не выполнило условия и ограничения, которые необходимы при планировании и осуществлении работ в водоохранных зонах водных объектов. Данная хозяйственная деятельность осуществляется в отсутствие должностного производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.
Показания опрошенных судом 1 инстанции свидетелей фио и фио, как и представленное защитниками экспертное мнение по делу заведующего кафедрой экологической и промышленной безопасности РТУ МИРЭА, председателя ТК 343 Качество воды фио, основанием для освобождения адрес от административной ответственности не являются, поскольку они не опровергают выводов должностного лица и судьи районного суда в принятых ими актах, подтвержденных совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы жалобы о незаконности представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 12-09/2442 от 26.11.2021 г, состоятельными признать нельзя.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 12-09/2442 от 26.11.2021 г, содержит обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица о назначении административного наказания, которые нашли свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, судья районного суда обоснованно не нашел оснований для признания его незаконным.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления, представления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности адрес в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Общества, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу адрес, не усматривается.
Административное наказание назначено адрес в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адресМосковско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 272/23-МО от 25.11.2021 г, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 12-09/2442 от 26.11.2021 г. и решение судьи Люблинского районного суда адрес от 21.11.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении адрес оставить без изменения, жалобу защитника адрес фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.