Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Манукяна А.А. - Гришина А.А. на решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
"Постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель N 735/07/2019 от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Манукяна А.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель N 735/07/2019 от 17 октября 2019 года Манукян А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник заявителя подал жалобу в районный суд, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы.
Решением судьи районного суда данное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, защитник заявителя подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, указывая на неверное назначение штрафа, нахождение объектов заявителя на ином земельном участке.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав специалиста-эксперта Управления Росреестра по г. Москве Щагина Ф.М, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не усматриваю.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства г. Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст.3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое в соответствии с п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых было установлено до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, 19 ноября 2018 года в период с 13 час. 30 мин. до 14 час. 30 мин. должностным лицом государственного земельного надзора проведено обследование земельного участка по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:04:0005004:1, с видом разрешенного использования: для размещения объектов учреждений среднего профессионального образования.
На части данного земельного участка расположен комплекс зданий и сооружений разной этажности, принадлежащий Манукяну А.А. на праве собственности, которые используются для размещения ресторана "Фэмили Гранд".
Действия Манукяна А.А. квалифицированы по ч. 1 чт. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Манукяна А.А. в его совершении подтверждаются доказательствами, которые в совокупности сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, а именно: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 13 ноября 2019 года; актом проверки соблюдения земельного законодательства от 5 декабря 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 5 декабря 2019 года; постановление по делу об административном правонарушении N 735/07/2019 от 17 октября 2019 года; фотоприложением; и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст. 1, 7, 8, 42 ЗК РФ, должностные лица и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Манукяна А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку после разделения земельного участка и постановки на кадастровый учет нового земельного участка, объекты заявителя перестали находится на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0005004:1, судом отклоняются, так как нахождение объектов заявителя на части земельного участка с кадастровым номером 77:04:0005004:1 было установлено в результате соответствующей проверки надзорного органа.
Доводы жалобы заявителя о неверном начислении суммы штрафа судом также отклоняются, поскольку сумма штрафа была определена исходя из кадастровой оценки земельного участка и применительно к п. 10 ч. 1, ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.
Таким образом, судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении Манукяна А.А. и правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Манукяна А.А, материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении должностного лица, а также в решении при рассмотрении жалобы.
Все доводы, приведенные в настоящей жалобе, подробно исследовались должностным лицом при рассмотрении дела по существу и судьей районного суда при рассмотрении жалобы. Оснований для их переоценки и переоценки доказательств не имеется.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст.1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Манукяна А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование вышеназванного земельного участка свидетельствует об использовании указанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.
Административное наказание назначено Манукяну А.А. в соответствии со ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, по правилам, установленным санкцией статьи и с учетом п. 10 ч. 1, ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ, и является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для снижения размера штрафа, применения положений ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель N 735/07/2019 от 17 октября 2019 года и решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Манукяна А.А. оставить без изменения, жалобу защитника Манукяна А.А. - Гришина А.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.