N 88а-10293/2023
город Санкт-Петербург 28 апреля 2023г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Морозкова Е.Е, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Хакимова Б.К. на определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 января 2023г. (NМ-449/2023) и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 марта 2023г. (N33а-449/2023) по административному иску Хакимова Б.К,
УСТАНОВИЛ:
Хакимов Б.К. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Псковской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. за нарушение прав, свобод, законных интересов, создание препятствий в осуществлении религиозных прав и свобод и реализации законных интересов.
В обоснование указал, что органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать законы. Сотрудник учреждения ФИО5 в нарушение законодательства установиласвои законы, ограничивает, нарушает его права, свободы, законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов (соответствующие документы будут предоставлены во время судебного разбирательства), о чем сообщалось в жалобах ФСИН, УФСИН России, СК СУ, прокурору. Из-за незаконного бездействия ФИО6 причинен моральный вред.
Определением судьи Псковского городского суда псковской области от 30 января 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 марта 2023г, административный иск Хакимова Б.К. оставлен без движения.
В кассационной жалобе Хакимов Б.К. просит отменить судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм процессуального права.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Необходимости для вызова административного истца в судебное заседание суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив кассационную жалобу и представленный материал, прихожу к следующему.
Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
Форма и содержание административного иска определены ст.125 КАС РФ.
Документы, которые надлежит прикладывать к административному иску, поименованы в ст.126 КАС РФ.
Требования к содержанию административного искового заявления о признании незаконными решений, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указаны в статье 220 КАС РФ.
Так, согласно ст.220 КАС РФ в административном иске о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения Федеральной службы судебных приставов, а также решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В силу ч.3 ст.220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Согласно ч.1 ст.130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
В силу части 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
Определением судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 января 2023г. административный иск Хакимова Б.К. оставлен без движения как несоответствующий требованиям ст.220 КАС РФ, а именно: в административном иске не содержится требование о признании незаконными действий (бездействия) конкретного органа (должностного лица); из содержания заявленных требований затруднительно определить, какого характера требования заявлены (о присуждении компенсации за нарушение условий содержания либо о взыскании компенсации морального вреда); в административном иске не указано, в чем конкретно выражается нарушение прав административного истца, не указаны сведения о невозможности приложения к административному иску каких-либо документов.
Кроме этого, в нарушение ч.1 ст.126 КАС РФ к административному иску не приложены копии административного искового заявления для административного ответчика либо сведения об их направлении административному ответчику.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.125, 130, 220, 222 КАС РФ, согласился с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для оставления без движения административного иска Хакимова Б.К. в связи с тем, что он не соответствует требованиям ст.220 КАС РФ, а именно в административном иске не указано: какие именно конкретные действия (бездействие) совершены в отношении заявителя, каким именно должностным лицом (органом), в какой период времени и при каких обстоятельствах, какие нарушения условий содержания под стражей, влекущие нарушение прав (свобод, законных интересов) заявителя допущены, какие конкретно обращения относительно каких действий сотрудника следственного изолятора оставлены без рассмотрения и (или) на какие обращения не приняты меры, в том числе прокурорского реагирования.
Хакимов Б.К. заявляет лишь о нарушениях его прав, причинивших нравственные и физические страдания, без описания конкретных обстоятельств дела.
При этом требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, должны быть четко сформулированы самим административным истцом, поскольку процессуальное законодательство не возлагает на суд обязанность делать выводы о фактическом волеизъявлении истца относительно формулирования предмета спора, домысливать и предполагать, в чём конкретно выражаются требования истца и на какое лицо (орган), как полагает истец, должны быть возложены те или иные обязанности, а также на основании чего подлежит взысканию денежная компенсация в связи с допущенными нарушениями.
Данные недостатки не могут быть устранены при подготовке дела к судебному разбирательству. Другая сторона спорных правоотношений при таких обстоятельствах лишена возможности привести свои возражения и представить какие-либо доказательства в обоснование этих возражений.
К административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств (пункт 3 части 1 статьи 126, часть 3 статьи 220 КАС РФ).
В несоблюдение указанного требования к административному иску (не содержащему необходимых сведений, предусмотренных п.п.3, 4, 6 ч.2 ст.220 КАС РФ) не приложено никаких документов, которые подтверждали бы обстоятельства, подлежащие установлению в ходе судебного разбирательства.
При этом в административном иске отражено, что документы будут представлены непосредственно в ходе судебного разбирательства, но не указано, какие именно документы будут представлены и какие имеются препятствия у Хакимова Б.К. для их предоставления вместе с административным иском (п.8 ч.2 ст.220 КАС РФ). Равно как не заявлено и ходатайство об истребовании конкретных документов в связи с невозможностью их предоставления.
Отсутствие в административном исковом заявлении вышеуказанных сведений лишает суд первой инстанции возможности провести должным образом подготовку по административному делу и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, а также рассмотреть вопрос о получении (об истребовании у административного ответчика) необходимых доказательств.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для оставления без движения административного иска Хакимова Б.К. соответствуют требованиям ст.ст.125, 126, 130, 220, 222 КАС РФ.
В связи с отсутствием конкретных сведений об оспариваемых действиях (бездействии) конкретных должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы у суда отсутствовали законные основания для принятия административного иска к производству суда.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие в качестве приложения к административному исковому заявлению его копий не может являться основанием для оставления искового заявления без движения, поскольку к административному исковому заявлению Хакимова Б.К. приложено ходатайство о направлении копий искового заявления участвующим в деле лицам в связи с трудным материальным положением истца.
Оспариваемые судебные акты не создают Хакимову Б. К. препятствий в доступе к правосудию, не влекут невозможность восстановления и защиты его прав и законных интересов, а лишь обязывают его следовать требованиям процессуальных норм, регулирующих порядок обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Оснований не согласиться с выводами судов, которые основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, а также подтверждены представленными материалами, не имеется.
Доводы в жалобе об отсутствии правовых оснований для оставления без движения административного иска Хакимова Б.К, являются необоснованными.
Так как основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 января 2023г. и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 марта 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хакимова Б.К.-без удовлетворения.
Определение судьи Псковского городского суда Псковской области от 30 января 2023г, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 марта 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.