Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Герасимчук Т.А, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2- 796/2022 по иску Врио главного государственного санитарного врача по г. Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Харловой Ирины Евгеньевны к администрации сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области о понуждении к выполнению законных требований по кассационной жалобе администрации сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 12 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах обратился в суд с иском к администрации Шекснинского муниципального района о понуждении к выполнению законных действий.
В обосновании иска указано, что из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области поступило обращение с жалобой на ненадлежащее обустройство контейнерной площадки в "адрес", а именно: контейнер без крышки установлен на грунт без асфальтового или бетонного основания, вследствие чего происходит загрязнение твердыми коммунальными отходами (ТКО) принадлежащей территории, вывоз ТКО из контейнера осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства, мусор не вывозится по два месяца. Согласно информации, представленной органом местного самоуправления сельского поселения, указанный в обращении контейнер ликвидирован и в д.Ново отсутствует место накопления ТКО, жители деревни временно осуществляют накопление отходов в контейнер, расположенный в д.Аристово, расстояние до которого 380 м.
С учетом изложенного, просил обязать администрацию Шекснинского муниципального района исполнить законные требования в части соблюдения санитарных правил: в срок до 1 декабря 2022 года на территории "адрес" обустроить место (площадку) накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства (в том числе раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 12 октября 2022 года, оставленного без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2023 года, исковые требования удовлетворены.
На администрацию сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 01 апреля 2023 года обустроить на территории "адрес" место (площадку) накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства (в т.ч. раздел II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Исковые требования к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении администрации сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений, указывая, что неправильно определены обстоятельства по делу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Судами установлено, что в 2022 году в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области поступило обращение с жалобой на ненадлежащее обустройство контейнерной площадки в д. Ново Ершовского сельского поселения, а именно: контейнер без крышки установлен на грунт без асфальтового или бетонного основания, вследствие чего происходит загрязнение ТКО принадлежащей территории и вывоз ТКО из контейнера осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства, мусор не вывозится по два месяца.
Согласно представленной из органа местного самоуправления сельского поселения Ершовское информации, указанный в обращении контейнер ликвидирован и в д. Ново отсутствует место для накопления ТКО, жители деревни временно осуществляют накопление отходов в контейнер, расположенный в д. Аристово, расстояние до которого 380 м.
Разрешая требования, руководствуясь статьями 8, 11, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормами СанПиН 2.1.3684-21, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию сельского поселения Ершовское обязанности обустроить на территории "адрес" области место (площадку) накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции, изучив Устав сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района Вологодской области, с указанными выводами согласился, отклонив доводы жалобы, что у администрации сельского поселения Ершовское отсутствуют полномочия по заявленным истцом требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу статьи 51 (пункт 1) Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 22 (пункт 1) Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 8). Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункты 1, 3 статьи 13.4).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года N 3474-03 "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Вологодской области дополнительно закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные, в том числе пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, то есть участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В подпункте 15 пункта 1 статьи 3 устава сельского поселения Ершовское Шекснинского муниципального района, принятого 21 января 2020 года, предусмотрено, что к вопросам местного значения данного сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе и раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
При этом при рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель сельского поселения признавал иск в части обустройства площадки накопления ТКО, заявлял возражения только о сроке исполнения обязательства.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 12 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 11 января 2023 года оставить без изменений, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.