Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Теплозов" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год по апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 07 декабря 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, представителя административного истца "данные изъяты" заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Теплозов" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области 12 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года, 19 ноября 2020 года, 25 ноября 2021 года изданы приказы N Сл-326-25615/18, N 326-13-369863/19, N 326-13-631667/20, N 326-13-703523/21 "Об определении перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год". В пункты 7879, 7883, 7885, 7887, 7881, 7888, 7880; 7594, 7598, 7600, 7602, 7596, 7603, 7595, 7601; 7842, 7846, 7848, 7850, 7844, 7851, 7843, ; 7817, 7821, 7823, 7825, 7819, 7826, 7818, 7824 раздела "город Нижний Новгород" Перечней на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год соответственно в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровыми номерами "Номер" "Номер"; "Номер"; "Номер"; "Номер"; "Номер"; "Номер"; "Номер" "Номер" расположенные по адресу: "Адрес" принадлежащие ООО "Теплозов" на праве собственности.
Вместе с тем, указанные объекты недвижимости, по мнению административного истца, не отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оснований для включения их в Перечни у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отсутствовали.
Решением Нижегородского областного суда от 07 декабря 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом постановлено: административное исковое заявление ООО "Теплозов" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия нормативных правовых актов:
- пункты 7879, 7880, 7881, 7883, 7885, 7886, 7887, 7888 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год", утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года N Сл-326-25615/18;
- пункты 7594, 7595, 7596, 7598, 7600, 7601, 7602, 7603 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года N 326-13-369863/19;
- пункты 7842, 7843, 7844, 7846, 7848, 7849, 7850, 7851 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 года N 326-13-631667/20;
- пункты 7817, 7818, 7819, 7821, 7823, 7824, 7825, 7826 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2021 года N 326-13-703523/21.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;
разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании жалобы указано, что судом необоснованно отклонены доводы административного ответчика о наличии у спорного объекта критериев, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокурором участвующим в деле представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества определены уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения их в действие.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 года N401-ФЗ);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, по состоянию на дату принятия Перечней, не относились к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, а также материалами дела подтверждается, что в Перечни объектов недвижимого имущества на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год включены объекты, принадлежащие ООО "Теплозов" на праве собственности.
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - производственное здание профилакторий по ремонту, площадь - 5758, 9 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - склад, площадь - 7117 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - производственное здание ТО1, площадь - 735, 2 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - производственное здание (механическая мойка лит.ДД1), площадь - 649 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - производственное здание вспомогательного цеха лит Ж, площадь - 554 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - проходная КПП, площадь - 61, 7 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - склад, площадь - 7 117 кв.м, адрес объекта "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - объект коммунально-бытового назначения - котельная на газе, площадь - 251, 5 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Согласно данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" имеет следующие характеристики: наименование - склад, площадь -380, 6 кв.м, адрес объекта: "Адрес"
Указанные объекты недвижимости имеют назначение: нежилые здания, расположены на земельном участке с кадастровым номером "Номер", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под автопредприятие.
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание - производственное здание-профилакторий по ремонту, расположенное по адресу: "Адрес", по состоянию на 09.02.2011 года "данные изъяты", - в соответствии с экспликацией к поэтажному плану в здании расположены помещения наименованием: тамбуры, мастерские, цеха, бытовые помещения, лестничные клетки, раздевалки, инвентарные, душевые, гардеробные.
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание - склад - по состоянию на 09.02.2011 года ГП НО "Нижтехинвентаризация" Нижегородский городской филиал - объект имеет следующие характеристики: тип объекта учета - здание, наименование объекта учета - склад, адрес: "Адрес" В соответствии с экспликацией к поэтажному плану в здании расположены помещения: два склада.
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание по состоянию на 09.02.2011 г. ГП НО "Нижтехинвентаризация" Нижегородский городской филиал - объект имеет следующие характеристики: тип объекта учета - здание, наименование - здание склада, адрес: "Адрес" В соответствии с экспликацией к поэтажным планам в здании площадью 380, 6 кв.м. расположены помещения: четыре склада, тамбур, подсобное помещение (3, 4 кв.м.), санузел, магазин (31, 2 кв.м.).
Согласно данным технического паспорта на нежилое здание Проходная - КПП- по состоянию на 20.09.2004 г. БТИ Автозаводского районного отделения, объект учета имеет следующие характеристики: адрес: "Адрес" Инв. N "Номер". В соответствии с экспликацией к поэтажному плану в здании расположены помещения: коридор, три диспетчерские.
Согласно данным технического паспорта на здание Лит.Ж (производственное здание вспомогательного цеха) БТИ Автозаводского районного отделения по состоянию на 29.09.2004 г, по адресу: "Адрес" экспликация к поэтажному плану объекта содержит наименование помещений: склады, коридоры, мастерские, гараж, бытовка.
Согласно данным технического паспорта на здание по адресу: "Адрес" (производственное здание - профилакторий ТО1) БТИ Автозаводского районного отделения по состоянию на 29.09.2004 г, экспликация к поэтажному плану содержит наименование помещений: склады, мастерские, коридор, бытовка, тех.помещение.
Согласно данным технического паспорта на здание по адресу: "Адрес" (объект коммунально-бытового назначения - котельная на газе) БТИ Автозаводского районного отделения по состоянию на 29.09.2004 г, экспликация к поэтажному плану содержит наименование помещений: тамбур, коридор, котельная, раздевалка, кладовая, душ, туалет, комната отдыха, тех.помещения, лаборатория.
Согласно данным технического паспорта на здание по адресу: "Адрес" (производственное здание - механическая мойка) БТИ Автозаводского районного отделения, экспликация к поэтажному плану содержит наименование помещений: две мойки (467, 5 кв.м.), тех. помещение, гардеробы, щитовая, коридор, раздевалка, душ, туалет.
Аналогичные сведения содержатся и в инвентарных делах, копии которых поступили по запросу суда из кадастрового органа.
Таким образом, часть помещений в спорных зданиях имеет назначение "кабинет". Вместе с тем, термин "кабинет", равнозначным термину "офис" не является. В здании с кадастровым номером "Номер" согласно технической документации имеется помещение с наименованием "магазин" (площадь которого составляет 8, 1 % от площади здания). Спорные нежилые здания используются собственником как склады, в производственных целях, все здания расположены на закрытой охраняемой территории.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания спорного объекта недвижимости, налоговая база которого исчисляется из кадастровой стоимости и на основании сведений, содержащихся в технической документации, поскольку спорный объект недвижимости не подпадает под критерии, предусмотренные ст.378.2 НК РФ.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные объекты недвижимого имущества в оспариваемые Перечни включены быть не могли, поскольку они не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В целом доводы административного ответчика повторяют правовую позицию заявителя жалобы и были надлежащим образом проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и обоснованно отклонены.
При таком положении суд первой инстанции законно признал оспариваемые пункты Перечней недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено11 мая 2023 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.