Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Кычановой Елены Игнатьевны на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалова Дениса Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Кычановой Е.И. от 9 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалов Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 2 ноября 2022 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 августа 2022 года отменено, дело направлено для рассмотрения в Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2022 года отменено решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 2 ноября 2022 года, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный суд Удмуртской Республики.
Решением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2023 года отменены постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 9 июня 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Кычанова Е.И. просит отменить решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2023 года.
Удалов Д.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанное выше решение, в установленный срок возражения на данную жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2022 года должностным лицом Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в отношении министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалова Д.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно вышеуказанному протоколу, Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике было проведено контрольное мероприятие - выездная проверка, по результатам которой в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики направлено представление от 9 ноября 2021 года N, содержащее обязательные для исполнения требования о недопущении недостижения целевых показателей, предусмотренных государственной программой Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" на соответствующий финансовый год; принятие мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 3 марта 2022 года. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих их исполнение, необходимо представить в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике не позднее 10 марта 2022 года.
Письмом от 10 марта 2022 года N за подписью министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республике Удалова Д.Н. в адрес Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике направлен ответ, из которого следует, что значения двух показателей на 2021 год, предусмотренных государственной программой Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 года N 329, не достигнуты, а именно:
- фактическое значение лесистости территории Удмуртской Республики составило 46, 0% при плановом значении 46, 1%;
- динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года: фактическое значение составило 0, 5% при плановом значении 5%.
В письме от 10 марта 2022 года N отсутствует информация о проведенных и (или) запланированных мероприятиях, направленных на достижение целевых показателей, предусмотренных государственной программой Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства".
В связи с изложенным министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалов Д.Н. был привлечен к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики, рассмотрев жалобу Удалова Д.Н, с выводами должностного лица согласился.
Рассматривая жалобу защитника Удалова Д.Н. на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья Верховного суда Удмуртской Республики отменил вышеперечисленные акты и прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях Удалова Д.Н. состава вменяемого административного правонарушения. При этом судья республиканского суда исходил из незаконности требований представления от 9 ноября 2021 года N и отсутствия правовых оснований для привлечения лица к административной ответственности за его неисполнение.
В силу части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 года на 2013-2025 годы утверждена государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства", ответственный исполнитель государственной программы - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Государственной программой определены состав и значения целевых показателей (индикаторов), которые должны быть достигнуты ответственным исполнителем в каждом отчетном периоде, определяемом календарным годом.
Из содержания представления от 9 ноября 2021 года N следует, что в нем отражены конкретные нарушения, выразившиеся в недостижении целевых показателей, предусмотренных государственной программой Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства", в 2018 и 2019 годах.
Приведенная формулировка представления от 9 ноября 2021 года N в части требования о недопущении недостижения целевых показателей, предусмотренных государственной программой Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" на соответствующий финансовый год по существу направлена не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем нарушений требований законодательства при реализации целей и задач государственной программы Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства".
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации требование о принятии мер по устранению причин и условий указанных в представлении нарушений может быть заявлено органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в случае невозможности устранения данных нарушений.
Таким образом, требование представления от 9 ноября 2021 года N о принятии мер по устранению причин и условий выявленного бюджетного нарушения, при невозможности его устранения, не противоречит положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В силу своих полномочий административный орган выявляет нарушения нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, способ принятия мер по устранению причин и условий нарушений определяется объектом контроля.
В настоящей жалобе должностное лицо просит об отмене вступившего в законную силу судебного акта, не соглашается с выводами судьи республиканского суда, ссылается на неправильное применение норм бюджетного законодательства, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку требования представления являлись законными и обоснованными, направленными на недопущение выявленных нарушений в дальнейшем.
Между тем, данные доводы жалобы не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного решения ввиду следующего.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Удалова Дениса Николаевича, оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Кычановой Елены Игнатьевны - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.