Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Шония Малхаза Тенгизовича на вступившие в законную силу постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 апреля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2023 года, вынесенные в отношении Шония Малхаза Тенгизовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2023 года, Шония М.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Марий Эл для обеспечения выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Шония М.Т. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него судебных актов и направлении материалов дела на новое рассмотрение, либо их изменения в части назначенного наказания, исключив принудительное административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением (все нормы в настоящем постановлении приводятся в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шония М.Т. к административной ответственности) признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 указанного закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного
гражданина.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 4 апреля 2023 года в 15 часов 45 минут в помещении МО МВД России "Космодемьянский" по адресу: Республика Марий Эл, г. Космодемьянск, ул. Гагарина, д. 56А при проверке документов, подтверждающих право на законное пребывание на территории Российской Федерации, выявлен гражданин Грузии Шония М.Т, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который нарушение статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ находился на территории Российской Федерации с 19 декабря 2019 года не имея при этом каких-либо документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); рапортами сотрудников полиции (л.д. 4, 5); письменными объяснениями Шония М.Т. (л.д. 6, 7); копией паспорта Шония М.Т. (л.д. 16-18); данными из базы данных МВД России АС ЦБДУИГ и досье иностранного гражданина (л.д. 19 - 33), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шония М.Т. постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 30 марта 2023 года (л.д. 61), на что заявитель ссылается в своей жалобе, не препятствовало для составления 4 апреля 2023 года протокола об административном правонарушении в отношении Шония М.Т. по иным обстоятельствам административного правонарушения.
Таким образом, Шония М.Т. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Марий Эл в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности вынесенных постановления и решения, ссылается на то, что при назначении Шония М.Т. административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации не было учтено положение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года), административное выдворение повлечет запрет Шония М.Т. на повторный въезд и как следствие неблагоприятные последствия выдворения за пределы Российской Федерации для его семейной жизни с гражданской женой и детьми.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения судьями предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнут по основаниям, подробно изложенным в судебных актах, и не ставит под сомнение обоснованность назначения Шония М.Т. дополнительного наказания.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Шония М.Т. ранее привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, с 19 октября 2019 года до 4 апреля 2023 года не обращался за получением документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что не может свидетельствовать о его лояльном отношении к национальному законодательству.
Порядок привлечения Шония М.Т. к административной ответственности не нарушен.
Постановление о привлечении Шония М.Т. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении Шония М.Т. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда были соблюдены, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, судья пришел к выводу о необходимости назначения административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного перемещения за пределы Российской Федерации.
Назначение Шония М.Т. дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Использование такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как помещение Шония М.Т. в специализированное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан, предусмотренное Федеральным законом N 115-ФЗ, осуществлено в соответствии требованиями части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применено судьей районного суда с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности, в целях исполнения назначенного иностранному гражданину административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, который в том числе легального источника дохода не имеет.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 6 апреля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2023 года, вынесенные в отношении Шония Малхаза Тенгизовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Шония М.Т. - без удовлетворения.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.