Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Орловой И.Н, судей Сказочкина В.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 ноября 2022 года кассационную жалобу ФСИН России на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года по административному делу N 2-3887/2022 по административному исковому заявлению Васянина Алексея Сергеевича к ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васянин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в сумме 4 000 000 руб, указывая, что в период с 18 марта 2016 года по 18 октября 2021 года содержался в отряде N 10 со строгими условиями отбывания наказания (далее - ОСУОН) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл (далее - исправительное учреждение), где не были созданы надлежащие условия его содержания, а именно: в спальном помещении отряда имелись дефекты покрытия с признаками поражения грибком на стенах и потолке, такие же дефекты и поражения грибком в дневном помещении на кухне, умывальной комнате, туалете. 7 июня 2021 года им была написана жалоба в Йошкар-Олинскую прокуратуру по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл, в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм. Находясь длительное время в условиях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, он был лишен свежего воздуха, страдал от сырости, грязи, антисанитарного жилищного пребывания, страдал от холода и влаги, дышал плесенью, страдал от нехватки дневного света, испытывал беспокойство и эмоциональный стресс, чем нарушено его право на достойные условия отбывания наказания.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2022 года (с учетом дополнительного решения от 4 октября 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года, административный иск Васянина А.С. удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Васянина А.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 45 000 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2022 года, ФСИН России просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Автор жалобы указывает на непредоставление административным истцом доказательств понесенных им физических и нравственных страданий в результате выявленных нарушений в отряде ОСУОН исправительного учреждения, указанных в постановлении Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл от 13 июля 2021 года. Считает, что ссылка Васянина А.С. на то, что он был лишен свежего воздуха, страдал от сырости, грязи, холода и влаги, от нехватки дневного света, испытывал беспокойство и эмоциональный стресс, не соответствует выводам главного государственного санитарного врача - начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по вопросу санитарного состояния отряда ОСУОН, данных в ответе от 9 июля 2021 года за исх. N ОГ-89-118, согласно которым в отряде ОСУОН имеется необходимый набор помещений, сети инженерно-технического обеспечения (водопровод, канализация, электроснабжение, вентиляция), санитарные приборы в исправном состоянии. Отмечает, что горячим водоснабжением отряд обеспечен, однако на время отключения горячего водоснабжения от котельной в отряде установлено два бойлера проточного и накопительного типа. Дополнительно указывает, что в 2021 году исправительному учреждению выделены денежные средства на капитальный ремонт отряда ОСУОН (ответ находится в личном деле Васянина А.С.).
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22 марта 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Васянин А.С. приговором Заинского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2015 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2015 года, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима без ограничения свободы. Срок отбытия наказания исчислен с 23 июля 2015 года, зачтен в срок отбытия наказания период нахождения под стражей со дня задержания с 20 марта по 22 июля 2015 года. Васянину А.С. в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях.
18 октября 2015 года Васянин А.С. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл для отбытия наказания.
Постановлением от 9 марта 2016 года N 6 Васянин А.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением от 17 марта 2016 года N 6 Васянин А.С. с 17 марта 2016 года переведен в отряд со строгими условиями отбывания наказания - отряд N 10.
За период отбывания наказания с 18 марта 2016 года по 18 октября 2021 года Васянин А.С. неоднократно водворялся в ШИЗО (штрафной изолятор), ПКТ (помещение камерного типа), а именно: в ШИЗО - 1 июня 2016 года (5 суток), 26 октября 2016 года (5 суток), 20 сентября 2017 года (7 суток), 9 октября 2017 года (12 суток), 27 декабря 2017 года (15 суток), 18 января 2018 года (7 суток), 6 июня 2018 года (10 суток), 20 февраля 2019 года (7 суток), 10 июля 2019 года (7 суток), 30 декабря 2019 года (11 суток), 22 апреля 2020 года (7 суток), 2 июня 2020 года (10 суток). 8 июля 2020 года (7 суток), 17 ноября 2020 года (10 суток), 24 ноября 2020 года (10 суток), в ПКТ - 31 мая 2018 года (5 месяцев), 8 июля 2020 года (4 месяца).
Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Васянина А.С. за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 45 000 руб, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к заключению о допущенных нарушениях условий содержания в исправительном учреждении.
При этом суд исходил из того, что в июле 2021 года Йошкар-Олинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл в связи c поступившими жалобами от осужденных, отбывающих наказание в отряде c строгими условиями отбывания наказания - отряд N 10 ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл, проведена проверка c выходом в исправительное учреждение, в ходе которой частично подтвердились факты ненадлежащих условий содержания. B ходе проверки были выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: в комнате ночного пребывания имеются дефекты покрытия c признаками поражения грибком на стенах, потолке. Также данные дефекты имеются на кухне, в умывальной комнате, туалете. На стенах данных помещений отваливается плитка. Состояние внутренней отделки помещений не регламентируется требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; в нарушение требований пункта 130 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в комнате ночного пребывания отсутствует достаточное освещение; не во всех плафонах имеются лампы; умывальное помещение и комната для приема пищи осужденных не обеспечены горячим водоснабжением, не исправен смеситель; ненадлежащим образом проводится санитарная уборка всех помещений.
В связи с выявленными нарушениями в 13 июля 2021 года адрес исправительного учреждения прокурором внесено представление c требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений, способствующих им причин и условий.
Постановлением Йошкар-Олинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Марий Эл от 13 июля 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного санитарного врача - начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-12 ФСИН России от 3 сентября 2021 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения
Проверяя законность и обоснованность решения по апелляционным жалобам Васянина А.С. и ФСИН России, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал факт содержания административного истца в ОСУОН в период с 18 марта 2016 года по 18 октября 2021 года в условиях, не соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, повлекших нарушение прав административного истца, гарантированных законом, и являющихся достаточными для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что служит основанием для признания требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Аналогичные положения содержатся в статье 227.1 КАС РФ, которые введены Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и применяются с 27 января 2020 года.
Учитывая, что административный истец указывает на ненадлежащие условия содержания в период с 18 марта 2016 года по 18 октября 2021 года, при разрешении настоящего дела подлежали применению наряду с положениями статьи 227.1 КАС РФ положения статьи 151 и главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), включающей, помимо общих положений, параграф 4 "Компенсация морального вреда".
ГК РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания гражданина, причиненные действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, который подлежит возмещению путем возложения судом на нарушителя обязанности денежной компенсации указанного вреда; устанавливает обязанность суда при определении размеров компенсации морального вреда принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, учитывать характер, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, а также исходить из требований разумности и справедливости. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред (статья 151, пункт 2 статьи 1101 названного Кодекса).
Исходя из специфики дел о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями в местах содержания под стражей или в исправительных учреждениях, принимая во внимание приведенные выше нормы, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким-либо иным способом.
Согласно статье 62 КАС РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума N 47), обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Частями 1 и 2 статьи 59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Таким образом, обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, регламентированы Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 названного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Материалы дела не содержат доказательства, опровергающие установленные судами обстоятельства.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что размер денежной компенсации, присужденной административному истцу, определен при правильно установленном характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, соответствуют разъяснениям, изложенным в изложенными в пунктах 1, 12, 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", а доводы кассационной жалобы об обратном не служат основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Что касается довода кассационной жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между действием (бездействием) и причиненным вредом, на который ссылается административный истец, то компенсация, согласно статье 12.1 УИК РФ, присуждается вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о незначительности выявленных нарушений, не опровергают правильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.