Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 марта 2023 года кассационную жалобу Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2022 года по административному делу N 2а-3233/2022 по административному исковому заявлению Ишкова Виктора Михайловича к Башкирской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан, заместителю прокурора Башкирской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан, прокуратуре Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия должностного лица.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку мнение представителя прокуратуры Республики Башкортостан прокурора Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ишков В.М. (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к Башкирской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан (далее - прокуратура) о признании незаконным бездействия должностного лица.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что 18 марта 2022 года за исх. N 3/ТО/44/12-2160 администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан в прокуратуру направлено его обращение о несогласии с действиями администрации указанного выше учреждения по удержанию с него денежных средств, однако длительное время его не извещали о принятом по его жалобе решении, чем нарушены его права и законные интересы.
Впоследствии судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: заместитель прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Акбашев Р.Х. (заместитель прокурора Акбашев Р.Х.), прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года административные исковые требования Ишкова В.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2022 года решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым административные исковые требования Ишкова В.М. удовлетворены; признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в несвоевременном извещении Ишкова В.М. о результатах рассмотрения его обращения от 15 марта 2022 года.
В кассационной жалобе прокуратура ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что административному истцу мотивированный ответ направлен в установленные законом сроки.
По мнению кассатора, являются ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о недостоверности представленных прокуратурой доказательств о своевременном направлении административному истцу ответа на его обращение.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан Мигунов В.Ю. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемого судебного акта не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15 марта 2022 Ишков В.М. обратился с жалобой на незаконные удержания бухгалтерий ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан с пенсии и иных доходов, которая направлена администрацией учреждения в прокуратуру 18 марта 2022 года.
15 апреля 2022 года за N 43ж-2018/20800072/Он250-22 исполняющим обязанности прокурора Акбашевым Р.Х. дан ответ о том, что в ходе проверки нарушений действующего законодательства не установлено.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ответ на жалобу Ишкова В.М. дан в установленный 30-дневнй срок, вручение ответа по происшествии указанного срока только 6 июня 2022 года, каких-либо негативных последствий для Ишкова В.М. не повлекло.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, давая оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленным доказательствам, указал, что доказательств своевременного направления подготовленного ответа от 15 апреля 2022 года прокуратурой не представлено, в связи с чем пришёл к выводу о том, что оспариваемое бездействие прокурора не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 10 которого предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения, в том числе, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции, представленные прокуратурой реестр почтовых отправлений, сводный журнал движения документов, не содержат информации о сдаче корреспонденции в почтовое отделение в установленные для ответа на обращение сроки, как отсутствует в них подпись работника отделении об их принятии или штамп почтового отделения.
Установив приведенные выше обстоятельства, и применив указанные законодательные нормы, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о нарушении прав Ишкова В.М. на своевременное получение ответа на обращения от 15 марта 2022 года.
Доводы кассационной жалобы лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует номам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.