Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 марта 2023 года кассационную жалобу Звонарева Виктора Александровича на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2023 года по административному делу N 2а-980/2022 по административному исковому заявлению Звонарева Виктора Александровича к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Звонарев В.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (далее - административный ответчик, администрация) о признании незаконными действий.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что решением администрации от 26 июля 2021 года на основании протокола жилищно-бытовой комиссии муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от 9 июля 2021 года N 05, он исключен из списка граждан - участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Основанием для принятия решения послужило предоставление ему в собственность постановлением администрации от 20 января 2015 года N 32 земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок предоставлен ему на общих основаниям, а не в качестве меры государственной поддержки как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера. По состоянию здоровья он не мог застроить земельный участок, в связи с чем в установленном законом порядке отказался от предоставленного земельного участка, и 1 марта 2022 года земельный участок перешел в собственность сельского поселения Малоязовский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан.
15 марта 2022 года он обратился к административному ответчику с заявлением о восстановлении его в очереди граждан - участников вышеуказанной государственной программы.
24 мая 2022 года решением администрации ему отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с утратой оснований.
Считая решение административного ответчика незаконным, необоснованным и нарушающим его права, просил суд: признать незаконными действия администрации об исключении его из списка граждан-участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании протокола жилищно-бытовой комиссии от 9 июля 2021 года N 05 и об отказе в восстановлении его в очереди после утраты оснований для исключения из указанной очереди незаконными; возложив обязанность включить его в указанный список.
Решением Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2023 года, административные исковые требования Звонарева В.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя доводы административного иска и апелляционной жалобы указывает на незаконность оспариваемого решения административного ответчика, поскольку земельный участок предоставлялся ему на общих основаниях, а не в качестве мер государственной поддержки.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации сельского поселения Малоязовский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан (далее - администрация сельского поселения Малоязовский сельсовет) от 14 августа 2012 года N 44 Звонарев В.А. принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий на основании решения жилищно-бытовой комиссии, а также поставлен на учёт в рамках подпрограммы "Однократное бесплатное предоставление земельных участков".
На основании протокола от 12 января 2015 года N 1 заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан, желающих приобрести земельный участок бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства в муниципальном районе Салаватский район Республики Башкортостан Звонареву В.А. предоставлен земельный участок площадью 1841 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", право собственности на который зарегистрировано за административным истцом в Едином государственном реестре недвижимости 13 марта 2015 года.
12 июля 2019 года Звонарев В.А. включен в сводный список граждан - участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", выехавших из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ, подтвердивших свое участие в 2020 году.
Протоколом от 9 июля 2021 года N 5 жилищно-бытовой комиссии муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан Звонарев В.А. исключен из очереди на улучшение жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением земельного участка в собственность, о чем известила Звонарева В.А. уведомлением от 26 июля 2021 года N 1606.
1 марта 2022 года право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за сельским поселением Малоязовский сельсовет муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан в связи с передачей Звонаревым В.А. данного земельного участка сельскому поселению.
16 марта 2022 года Звонарев В.А. обратился к административному ответчику с заявлением об отмене оспариваемого решения и восстановлении его в очереди на получение жилищной субсидии, указав в качестве основания на отказ от предоставленного ему в собственность земельного участка.
Письмом от 20 мая 2022 года администрацией отказано Звонареву В.А. в восстановлении в очереди и постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с утратой оснований, предусмотренных частью 1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениям статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что административным ответчиком Звонарев В.А. обоснованно снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и ему правомерно отказано в восстановлении в списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в связи с безвозмездным предоставлением ему в собственность земельного участка и последующим намеренным отказом от него, в связи с чем пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Также судом первой инстанции указано на пропуск административным истцом срока обращения в суд с требованием об оспаривании решения административного ответчика от 9 июля 2021 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части признания законным решения административного ответчика, резюмировал, что сам по себе факт того, что Звонарев В.А. после получения земельного участка и оформления его в установленном законом порядке в собственность в 2015 году, спустя 7 лет произвел его возврат сельскому по селению, не может служить основанием к постановке вновь на указанный учёт граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку не опровергает факт предоставления ему данного земельного участка в качестве меры государственной поддержки, являющейся основанием к исключению из соответствующего списка.
При этом, суд апелляционной инстанции указал на ошибочность выводов суда первой инстанции относительно пропуска административным истцом срока обращения в суд.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона N 125-ФЗ постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учёта граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (далее - Положение).
Подпунктом "и" пункта 21 Положения предусмотрено, что граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В силу статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении установленным Федеральным законом N 125-ФЗ требований, в том числе, если гражданин выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи, не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки, в том числе, земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
При этом, статьей 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 228-ФЗ) установлено, что действие положений статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции данного Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учёт.
Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона N 228-ФЗ в части внесения изменений в статью 1 Федерального закона N 125-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, независимо от даты принятия Звонарева В.А. на учет, на момент получения жилищного сертификата он должен соответствовать требованиям статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ в действующей редакции.
Учитывая, что административному истцу предоставлялся в собственность земельный участок, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для снятия административного истца с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильного применения судами обеих инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Звонарева Виктора Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.