Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального казенного предприятия "Ритуал" директора Педошенко М.С, (далее - Педошенко М.С.) на вступившие в законную силу постановление судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 27 октября 2022 г., вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия "Ритуал" (далее - МКП "Ритуал") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 27 октября 2022 г, МКП "Ритуал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель МКП "Ритуал" директора Педошенко М.С. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 которого в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" объект культурного наследия федерального значения - "Усадьба Мцыри (Спасское), XVII-XVIII вв." поставлен под государственную охрану.
Распоряжением Министерства культуры Московской области от 26 февраля 2014 г. N 44-Р утверждены границы территории и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения - "Усадьба "Мцыри (Спасское) XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области (приложения N 1 и N 2).
В силу пункта 3 приложения N 2 к распоряжению Министерства культуры Московской области от 26 февраля 2014 г. N 44-Р на территории названного объекта культурного наследия федерального значения среди прочего запрещается: самовольная посадка и вырубка зеленых насаждений; проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без согласования с областным органом охраны объектов культурного наследия; проведение землеустроительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и их территорий, а также за исключением работ, проводимых в целях создания условий для использования объекта культурного наследия без нарушения его параметров и особенностей, составляющих предмет охраны; любая строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению физической сохранности памятника, а также к искажению его традиционного облика, характерных взаимосвязей с окружением и условий восприятия; проведение всех видов земляных и строительных работ без участия археолога.
Согласно пункту 1 статья 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ за нарушение данного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Главным управлением культурного наследия Московской области на основании задания руководителя от 3 сентября 2021 г. N 195-21 проведено выездное обследование территории объекта культурного наследия федерального значения - "Усадьба Мцыри (Спасское), XVII-XVIII вв.", расположенного в деревне Середниково сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области.
В ходе проведения обследования визуальным осмотром территории установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), пункта 3 приложения N 2 к распоряжению Министерства культуры Московской области от 26 февраля 2014 г. N 44-Р, МКП "Ритуал" допустило работы по установке ограждающей конструкции, при которых осуществлена вырубка зеленых насаждений, вдоль восточной границы используемого названным юридическим лицом земельного участка с кадастровым номером N (вид разрешенного использования - ритуальная деятельность), расположенного в границах территории указанного объекта культурного наследия федерального значения.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 7 июля 2020 г. N 1260 управление кладбищами осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. На основании постановления администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 19 декабря 2017 г. N 3005 такой специализированной службой по вопросам похоронного дела в данном случае является МКП "Ритуал".
Факт несоблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ подтвержден собранными по делу доказательствами: заданием на проведение выездного обследования территории объекта культурного наследия федерального значения - "Усадьба Мцыри (Спасское), XVII-XVIII вв." от 3 сентября 2021 г. N 195-21 (л.д. 53-54); актом проверки от 27 сентября 2021 г. с фотоматериалом (л.д. 42-48); выпиской из ЕГРН от 15 августа 2022 г. (л.д. 49-52); постановлением администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 19 декабря 2017 г. N 3005 "О создании МКП "Ритуал" (л.д. 29); письменным сообщением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 27 октября 2021 г. (л.д. 38-39); протоколом об административном правонарушении от 10 августа 2022 г. (л.д. 5-8), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае МКП "Ритуал" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние названного юридического лица квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доказательства, на основании которых установлена виновность МКП "Ритуал" получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности МКП "Ритуал" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу, являются несостоятельными. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, доказательствам в совокупности дана оценка, не согласиться которой оснований не усматривается.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, данный протокол не имеет.
Приведённые в рассматриваемой жалобе доводы о недоказанности вины МКП "Ритуал" не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, в рассматриваемом случае названное юридическое лицо является ответственным за соблюдение выявленных нарушений.
Изложенные в жалобе заявителя доводы сводятся к оспариванию установленных судом обстоятельств дела и несогласию с оценкой доказательств. Все имеющие значение данные, приведённые в обоснование доводов жалобы по существу, были известны судьям городского и областного судов, они являлись предметом их исследования и проверки, получили оценку с привидением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии МКП "Ритуал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении МКП "Ритуал" к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 23 сентября 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 27 октября 2022 г, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия "Ритуал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального казенного предприятия "Ритуал" директора Педошенко М.С, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.