Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Лещевой А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области от 15 июня 2022 г., решение судьи Раменского городского суда Московской области от 26 сентября 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 1 ноября 2022 г., а также представление начальника ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области от 25 июня 2022 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Лещевой А.В. (далее - ИП Лещева А.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области от 15 июня 2022 г, ИП Лещева А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
25 июня 2022 г. начальником ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области внесено ИП Лещевой А.В. представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Раменского городского суда Московской области от 26 сентября 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 1 ноября 2022 г, названное постановление должностного лица от 15 июня 2022 г. изменено в части административного наказания, а именно: размер назначенного административного штрафа снижен до 200 000 рублей. В остальной части данное постановление, а также представление должностного лица об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Лещева А.В. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу акты, в том числе представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1-3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях этой главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения начальника МУ МВД России "Раменское" Московской области от 5 мая 2022 г. N 54 должностными лицами указанного органа проведена внеплановая выездная проверка мест пребывания (проживания) и возможного осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, по адресу: Московская область, Раменский район, деревня Островцы, улица Новая, земельный участок с кадастровым номером Nвсе строения и корпуса).
В ходе проверки было установлено, что ИП Лещева А.В. в период времени с 4 по 5 мая 2022 г. привлекла к трудовой деятельности в качестве сборщика бытовок гражданина Республики Таджикистан ФИО4, который на момент осмотра 5 мая 2022 г. осуществлял трудовую деятельность по вышеуказанному адресу, не имея разрешения на работу либо патента с территорией действия по Московской области, чем были нарушены требования пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются: распоряжением начальника МУ МВД России "Раменское" Московской области от 5 мая 2022 г. N 54 (л.д. 24-26); протоколом осмотра от 5 мая 2022 г. (л.д. 27-28); фотоматериалом (л.д. 29-30); письменными объяснениями ФИО5 от 5 мая 2022 г. (л.д. 40); рапортом сотрудника полиции от 1 июня 2022 г. (л.д. 57); протоколом об административном правонарушении от 1 июня 2022 г. (л.д. 58), и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ИП Лещевой А.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ИП Лещевой А.В. квалифицированы по указанной выше норме верно в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Названное лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Установив факт совершения административного правонарушения, а также причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, должностным лицом на основании частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно было внесено ИП Лещевой А.В. соответствующее представление с указанием мер по устранению выявленных нарушений. Данное представление внесено надлежащему лицу уполномоченным должностным лицом, в порядке, предусмотренном законом.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ИП Лещевой А.В. в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Доказательства, на основании которых установлена виновность ИП Лещевой А.В, получены уполномоченными на то должностными лицами, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о недоказанности вины ИП Лещевой А.В. в совершении вмененного административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, получили оценку с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, по существу сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, не содержат каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для их изменения или отмены, не опровергают наличие в действиях ИП Лещевой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ИП Лещевой А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением статьи 4.1 названного Кодекса.
Избранная мера административного наказания, с учетом снижения до 200 000 рублей, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественному и финансовому положению.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области от 15 июня 2022 г, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 26 сентября 2022 г. и решение судьи Московского областного суда от 1 ноября 2022 г, а также представление начальника ОВМ МУ МВД России "Раменское" Московской области от 25 июня 2022 г, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Лещевой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лещевой А.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.