Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области в лице председателя Мотлоха А. М. на решение Ефремовского межрайонного суда Тульской области от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области, Региональному отделению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Тульской области о прекращении деятельности Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснение представителя Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области Мотлоха А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее Управление) обратилось в суд с административным иском о признании Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области (далее Отделение) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).
Требования мотивированы тем, что Отделение зарегистрировано в 2010 году, сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ, однако в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее также - Закон об общественных объединениях) и подпункта "б" пункта 2 приказа Минюста России от 30 сентября 2021 года N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" не представило в уполномоченный орган отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) иного имущества, от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании (форма N N), либо информацию, предусмотренную частью 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, за 2020-2021 годы. В связи с непредставлением отчетности в адрес Отделения выносилось предупреждение об устранении нарушений законодательства, однако нарушения устранены не были.
Решением Ефремовского межрайонного суда Тульской области от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 сентября 2022 года, административные исковые требования Управления удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 23 марта 2023 года через Ефремовский межрайонный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 апреля 2023 года, заявитель просит отменить указанные судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
В доводах жалобы указано на то, что Отделение не получало денежных средств и иного имущества от иностранных государств и за непредставление соответствующих сведений к административной ответственности не привлекалось. С 4 июня 2022 года председателем Отделения избран Мотлох А.М, в связи с чем, в судебном заседании суда первой инстанции, состоявшемся 16 июля 2022 года, в качестве представителя административного ответчика не мог участвовать прежний председатель Отделения. Документы для внесения сведений в ЕГРЮЛ готовились Региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Тульской области и представлены исполнявшим обязанности председателя Отделения Ядыкиным В.Н. с нарушением сроков. Выводы судов о том, что Отделение прекратило ведение уставной деятельности и существует необходимость его исключения из ЕГРЮЛ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций такого характера нарушений не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что Отделение в нарушение части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях не информировало уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ за 2020 год; в нарушение части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях и подпункта "б" пункта 2 приказа Минюста России от 30 сентября 2021 года N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" не представило в уполномоченный орган отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) иного имущества, от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании (форма N N), либо информацию, предусмотренную частью 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, за 2020-2021 годы.
24 сентября 2021 года в адрес Отделения было вынесено письменное предупреждение N N о необходимости предоставления сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества (отчет за 2020 год), которое направлено в адрес Отделения и получено последним 15 октября 2021 года, однако в предоставленный Управлением срок нарушения устранены не были.
Аналогичные нарушения выявлялись Управлением, как контролирующим органом, за 2019 год, о чем в адрес административного ответчика направлялось предупреждение от 20 октября 2020 года, в связи с чем допущенные административным ответчиком нарушения закона являются неоднократными.
В ходе судебного разбирательства представитель Отделения Ядыкин В.Н. наличие нарушений не оспаривал, заявленные административные исковые требования признал.
При таких обстоятельствах суды, установив факт неоднократного неисполнения Отделением в 2020 и в 2021 годах требований абзацев 4 и 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, с учетом применения мер административного воздействия, которое не повлекло устранения их последствий, судебные инстанции констатировали, что применение к Отделению меры публично-правовой ответственности в виде прекращения деятельности в качестве юридического лица и исключения из ЕГРЮЛ является обоснованным и соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
При этом судами обоснованно отмечено, что признание в судебном порядке общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из ЕГРЮЛ не препятствует такой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (действовавшего в период разрешения дела), органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Законом об общественных объединениях.
Из устава Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее ДОСААФ России) усматривается, что ДОСААФ России вправе осуществлять свою деятельность на территории всех субъектов Российской Федерации (пункт 1.6); в структуру ДОСААФ России входят региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения, филиалы и представительства ДОСААФ России. Региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения ДОСААФ России действуют на основании Устава ДОСААФ России и не вправе принимать свои уставы. Региональные (межрегиональные) и местные отделения ДОСААФ России могут приобретать права юридического лица с момента их государственной регистрации. Местные отделения ДОСААФ России могут регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (пункт 3.2).
В части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях (в редакции, действовавшей в момент разрешения административного спора) установлена обязанность общественного объединения ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (абзац четвёртый); информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац восьмой).
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (часть 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях).
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок вышеуказанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ (абзац одиннадцатый).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Закона об общественных объединениях их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Проверив обоснованность вменяемых административному ответчику нарушений, связанных с неоднократным непредставлением в установленный срок сведений, предусмотренных Законом об общественных объединениях, а также учитывая, что примененные в отношении Отделения меры административного реагирования не привели к устранению нарушений и их последствий, суды пришли к правильным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального закона, выводов судов не опровергают и не влекут за собой отмену правильных по существу судебных актов.
Судебная коллегия Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Ефремовского межрайонного суда Тульской области от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Ефремовского района Тульской области в лице председателя Мотлоха А. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.