Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования сельское поселение "Село Дворцы" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению А.А.Д. к Сельской Думе муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области, утвержденных решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 18 сентября 2006 года N 58 (в редакции решений от 11 ноября 2014 года N 267, от 26 декабря 2016 года N 104, от 29 июля 2020 года N 333).
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 18 сентября 2006 года N 58 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области (далее по тексту - Правила землепользования и застройки "Село Дворцы"), Решениями Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 11 ноября 2014 года N 267, от 26 декабря 2016 года N 104, от 29 июля 2020 года N 333 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки "Село Дворцы".
А.А.Д. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими Правила землепользования и застройки "Село Дворцы", утвержденные решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 18 сентября 2006 года N 58 (в редакции решений от 11 ноября 2014 года N 267, от 26 декабря 2016 года N 104, от 29 июля 2020 года N 333) в части неустановления на карте градостроительного зонирования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны.
В обоснование административного иска указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного за границей населенного пункта, вид разрешенного использования и категория которого относятся к землям сельскохозяйственного назначения, земельный участок также находится в санитарно-защитной зоне СПК "Правда". В январе 2020 года он обратился в администрацию муниципального района "Дзержинский район" Калужской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке, однако в выдаче разрешения на строительство ему отказано в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" земельный участок не входит ни в одну территориальную зону.
Полагает, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки "Село Дворцы" не соответствуют Градостроительному и Земельному кодексам Российской Федерации, нарушают его права, поскольку неотнесение находящегося у него на праве аренды земельного участка ни к одной территориальной зоне препятствует использованию земельного участка по целевому назначению.
Решением Калужского областного суда от 21 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым административный иск удовлетворен, признано недействующим решение Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 18 сентября 2006 года N 58 (в редакции решений от 11 ноября 2014 года N 267, от 26 декабря 2016 года N 104, от 29 июля 2020 года N 333) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области в той мере, в которой в Карте градостроительного зонирования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером N не установлена территориальная зона.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 января 2023 года, администрации муниципального образования сельское поселение "Село Дворцы" просит отменить состоявшийся судебный акт апелляционной инстанции и оставить решение суда первой инстанции в силе. Полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне. Кроме того, для спорного земельного участка установлена функциональная зона "земли сельскохозяйственного использования", такой же вид разрешенной деятельности указан и в договоре аренды земельного участка, в связи с чем административный истец не лишен возможности использовать предоставленный ему в аренду земельный участок по назначению, при этом такое использование земельного участка не может нарушать права административного истца неотнесением земельного участка к какой-либо территориальной зоне.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Порядок принятия, введения в действие и обнародования оспариваемого нормативного правового акта судами проверен, участвующими по делу лицами не оспаривался.
Как следует из материалов дела и установлено судами, А.А.Д. на основании договора от 22 октября 2018 года N 735, заключенного с администрацией муниципального района "Дзержинский район" Калужской области, предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 6 000 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира: Калужская область, Дзержинский район, с. Дворцы.
Данный земельный участок впервые сформирован и поставлен на кадастровый учет 4 октября 2017 года, находится за границами населенного пункта, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования".
А.А.Д. обращался в администрацию муниципального района "Дзержинский район" Калужской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада сельскохозяйственной продукции на названном земельном участке, однако администрацией в его удовлетворении отказано со ссылкой на то, что земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения "Село Дворцы", не входит ни в одну территориальную зону.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N принадлежащий А.А.Д, относится к землям сельскохозяйственных угодий, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в связи с чем пришел к выводу о том, что существующее градостроительное планирование прав административного истца не нарушает.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействующим оспариваемый правовой нормативный акт в той мере, в которой в Карте градостроительного зонирования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:04:092402:21 не установлена территориальная зона, суд апелляционной инстанции указал, что установление Генеральным планом муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" в отношении спорного земельного участка функциональной зоны "земли сельскохозяйственного использования" предопределяет необходимость установления Правилами землепользования и застройки соответствующей ей территориальной зоны.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно положениям пункта 2 части 2, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон, является составной частью правил землепользования и застройки.
Границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 названного кодекса).
Данная норма корреспондирует общему правилу, предусмотренному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Правилами землепользования и застройки "Село Дворцы" предусмотрены следующие виды территориальных зон: жилые зоны; зоны общественно-делового назначения; производственные зоны; зоны сельскохозяйственного использования, включающие в себя: С-1 - зона сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), С-2 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, С-3 - зон размещения садово-дачных участков; зоны рекреационного назначения; зоны специального назначения, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (статья 24 Правил).
В статье 28 Правил землепользования и застройки "Село Дворцы", содержащей перечень территориальных зон, в зоне сельскохозяйственного использования установлены виды разрешенного использования земельных участков, минимальные и максимальные площади земельных участков, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения строения, его предельная высота, максимальный процент застройки.
В соответствии с частью 8 статьи 5, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31.8 Правил землепользования и застройки "Село Дворцы" для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно Карте градостроительного зонирования муниципального образования сельское поселение "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальная зона не установлена.
Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне объектов сельскохозяйственного производства.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка от 5 сентября 2019 года N RU40516311-059, возможность осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером N не предусмотрена, градостроительный регламент не установлен, земельный участок не входит ни в одну территориальную зону.
Согласно Карте функционального зонирования в составе Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" муниципального района "Дзержинский район" Калужской области, утвержденного решением Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 14 ноября 2013 года N211, для земельного участка с кадастровым номером N установлена функциональная зона "земли сельскохозяйственного использования".
С учетом правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила землепользования и застройки "Село Дворцы", в Карте градостроительного зонирования муниципального образования сельское поселение "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области которых отсутствует территориальная зона в отношении земельного участка с кадастровым номером N, не соответствуют Карте функционального зонирования в составе Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" муниципального района "Дзержинский район" Калужской области, что порождает правовую неопределенность и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействующим решение Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Дворцы" от 18 сентября 2006 года N 58 (в редакции решений от 11 ноября 2014 года N 267, от 26 декабря 2016 года N 104, от 29 июля 2020 года N 333) в той мере, в которой в Карте градостроительного зонирования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером N не установлена территориальная зона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают и не могут являться основанием для отмены апелляционного определения.
Вопреки доводам заявителя жалобы судом апелляционной инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования сельское поселение "Село Дворцы" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.