Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Петровой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чашина Александра Юрьевича к министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в данный список и о представлении жилого помещения, по кассационной жалобе министерства труда и социальной защиты Тульской области
на решение Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 14 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Чашин А.Ю. обратился в суд с иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Статус лица, оставшегося без попечения родителей, был установлен решением Одоевского межрайонного суда Тульской области от 31 марта 2022 г. Жильем не обеспечен, недвижимости в собственности у него не имеется, является инвалидом 2 группы, проживает на съемной квартире. Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 мая 2022 г. ему отказано во включении в указанный список по тем основаниям, что на момент обращения он достиг возраста 37 лет. С данным отказом не согласен.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 мая 2022 г. N72-р об отказе Чашину А.Ю. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На министерство труда и социальной защиты Тульской области возложена обязанность включить Чашина А.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 1 июля 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 14 декабря 2022 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерством труда и социальной защиты Тульской области подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Чашин А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, его мать ФИО7 отказалась от него после рождения, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Чашин А.Ю. является инвалидом 2 группы бессрочно.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида N1762 от 4 октября 2011 г. следует, что Чашин А.Ю. относится к амбулаторнополиклинической реабилитационной группе, прогнозируется частичное восстановление нарушенных функций, частичное достижение компенсации утраченных функций, условия труда специально созданные под руководством либо простые хозяйственно-бытовые работы под руководством.
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Чашин А.Ю. находился на полном государственном обеспечении в ГУЗ "Тульский областной специализированный дом ребенка N1", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в ГОУ "Щекинский детский сад для детей с ОВЗ", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в ГОУ ТО "Новомосковский центр образования" (ранее МОУ "Новомосковская специальная (коррекционная) школа-интернат N 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии"), затем в Северо-Агеевской школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, где пребывал до совершеннолетия.
По окончании 10 классов он был направлен в Веневский дом-интернат для инвалидов, где пребывал с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Чашин А.Ю. находился на полном государственном обеспечении в ГУ ТО "Кимовский психоневрологический интернат", с 22 июня 2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в ГУ ТО "Первомайский дом-интернат для престарелых и инвалидов", с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в ГУ ТО "Дубенский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Чашин А.Ю. не имеет в собственности недвижимого имущества.
Согласно распоряжению министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 октября 2021 г. N158-р Чашину А.Ю. было отказано во включении в указанный список, в связи с тем, что он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент обращения в территориальный отдел по г.Туле министерства труда и социальной защиты Тульской области не был подтвержден статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Одоевского межрайонного суда Тульской области от 31 марта 2022 г. установлен факт оставления Чашина А.Ю. без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Распоряжением от 30 мая 2022 N72-р Чашину А.Ю. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент обращения в территориальный отдел по г. Туле министерства труда и социальной защиты Тульской области ему исполнилось 37 лет.
Сведений о том, что до достижения возраста 23 лет истец был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Из материалов дела, что Чашин А.Ю, будучи инвалидом с детства, в настоящее время инвалид 2 группы бессрочно, до 2021 г. не обращался самостоятельно в государственные органы с целью улучшения жилищных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 71, 148 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), исходил из того, что Чашин А.Ю. относился к числу детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако таким жилым помещением обеспечен не был, поскольку по уважительным причинам пропустил срок для реализации своего права, доказательств того, что с Чашиным А.Ю. проводилась разъяснительная работа по поводу реализации его жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Возлагая на ответчика обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной социальной нормы, суд первой инстанции, исходил из того, что в настоящее время Чашин А.Ю, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства, принимая во внимание положения ч.2 ст.206 ГПК РФ, учитывая характер и объем действий, которые следует совершить ответчику в целях исполнения решения суда, установилсрок до 1 июля 2023, до которого министерство труда и социальной защиты Тульской области обязано исполнить решение суда в полном объеме, считая его разумным и достаточным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и также исходил из того, что истец, по объективным и уважительным причинам без специальной правовой поддержки, без государственной поддержки в реализации и защите прав, в силу своего состояния здоровья и постоянного нахождения в специализированных учреждениях, не мог своевременно обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет, что в свою очередь, не может препятствовать ему реализовать свое право на обеспечение благоустроенным жилым помещением.
Выводы судов нижестоящих инстанций являются законными и обоснованными. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили соответствующую оценку, результаты которой приведены в обжалуемых судебных актах. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включения в данный список и представления жилого помещения истцу являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 10 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу министерства труда и социальной защиты Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.