Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 февраля 2023 года по административному делу N 2а-7710/2022 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска к Зигора Андрею Григорьевичу о взыскании страховых взносов, пени, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Паскевич А.Д, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к Зигора А.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020-2021 год в размере 21 451, 94 рубля, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 98, 82 рубля, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2020-2021 год в размере 8 720, 46 рубля, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 40, 84 рубля.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 26 октября 2022 года требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 февраля 2023 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 26 октября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе ИФНС России по Центральному району г.Челябинска в удовлетворении заявленных требований.
Установив, что Зигора А.Г. с 22 марта 2017 года отбывает наказание в местах лишения свободы, в 2020-2021 годах не мог осуществлять предпринимательскую деятельность по независящим от него причинам, уведомление и требование об уплате недоимки не получал, а также был лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, судебная коллегия областного суда пришла к выводу об отказе налоговому органу в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поданной 10 марта 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ИФНС России по Центральному району г.Челябинска просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 февраля 2023 года, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Паскевич А.Д. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России по Центральному району г.Челябинска Паскевич А.Д, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что с 14 октября 2014 года по 13 января 2021 года Зигора А.Г. состоял на учете в качестве плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2020 и 2021 год Зигора А.Г. 04 февраля 2021 года выставлено требование N 3987 об уплате недоимки по страховым взносам в срок до 17 марта 2021 года, согласно которому задолженность за 2020-2021 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 21 451, 94 руб, пени в размере 98, 82 руб.; задолженность за 2020-2021 годы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 8 720, 46 руб, пени в размере 40, 84 руб, в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 20 318, 00 руб, пени в размере 97, 86 руб, начисленные за период с 01.01.2021 - 03.02.2021 гг. на недоимку за 2020 г, - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 г. в размере 1 133, 94 руб, пени в размере 0, 96 руб, начисленные за период с 29.01.2021 - 03.02.2021 гг. на недоимку за 2021 г, - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 8 426, 00 руб, пени в размере 40, 59 руб, начисленные за период с 01.01.2021 - 03.02.2021 гг, на недоимку за 2020 г, - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 г. в размере 294, 46 руб, пени в размере 0, 25 руб, начисленные за период с 29.01.2021 - 03.02.2021 гг. на недоимку за 2021 г.
В связи с тем, что данное требование в установленный срок исполнено не было, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 6 Центрального района г.Челябинска 21 июня 2021 года был выдан судебный приказ о взыскании с Зигора А.Г. указанной выше недоимки, который по заявлению административного ответчика отменен определением мирового судьи от 11 июля 2022 года.
Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Зигора А.Г. было подано в суд 25 августа 2022 года, то есть в течение установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определений об отмене судебного приказа.
Разрешая требования ИФНС России по Центральному району г.Челябинска, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по страховым взносам и пени, сроки обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда не согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Установив, что с 22 марта 2017 года по 28 декабря 2021 года Зигора А.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы, с 29 декабря 2021 года отбывает наказание в виде принудительных работ в УФИЦ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, конец срока отбывания наказания 20 сентября 2025 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в период нахождения в местах лишения свободы административный истец не мог осуществлять предпринимательскую деятельность по независящим от него причинам, а также обратиться с соблюдением установленных требований с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, в связи с чем решение районного суда отменил, приняв по делу новое решение об отказе налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что процедура государственной регистрации носит заявительный характер, уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды производится индивидуальным предпринимателем с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а в период нахождения в местах лишения свободы Зигора А.Г. не был лишен права участвовать в налоговых правоотношениях, в том числе обратиться с заявлением по установленной форме о прекращении предпринимательской деятельности, несостоятельны.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. На основании пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
По общему правилу отбывание индивидуальным предпринимателем наказания в местах лишения свободы не освобождает его от обязанности уплачивать страховые взносы за соответствующие периоды.
Действительно, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вместе с тем судами верно указано на то, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 164-О "По жалобе гражданки Кошловской Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", 12 мая 2005 г. N 213-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Аналогичная правовая позиция приведена Верховным Судом Российской Федерации в пункте 55 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Судя по материалам дела, Зигора А.Г. в период с 22 марта 2017 года по 13 января 2021 года, будучи зарегистрированным в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и в фонде обязательного медицинского страхования в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в виде фиксированных платежей как индивидуальный предприниматель, предпринимательскую деятельность в спорный налоговый период не осуществлял.
Фактически прекратив предпринимательскую деятельность, в установленном порядке своевременно от статуса индивидуального предпринимателя он не отказался, поскольку отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы. Таким образом, имелись обстоятельства исключительного характера, препятствующие Зигора А.Г. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции имелись основания для вывода об отсутствии оснований для взыскания с налогоплательщика, не осуществлявшего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.