Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-5130/2022 по иску Валиева Миргали Ахметгалиевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в выслугу лет в льготном исчислении, перерасчете выслуги лет, по кассационной жалобе Валиева Миргали Ахметгалиевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Валиева М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Валиев М.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту-УМВД России по Тюменской области) о признании решения УРЛС УМВД по Тюменской области от 26 февраля 2021 года незаконным, включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов: службы с 11 ноября 1978 года по 09 декабря 1980 года в воинской части 3501 МВД СССР (п. Табошар Таджикской ССР) в должности стрелка в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений; стажировки с 17 марта по 07 июня 1986 года в должности оперуполномоченного уголовного розыска Нефтеюганского ГРОВД УВД Тюменского облисполкома; службы с 01 сентября 1986 года по 15 декабря 1986 года в должности оперуполномоченного УР спецкомендатуры N 20 Тюменского РОВД УВД Тюменского облисполкома; службы с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года в должности заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ОВД Уватского района Тюменской области, возложении обязанности на УРЛС УМВД по Тюменской области произвести перерасчет выслуги лет с учетом вышеуказанных периодов в льготном исчислении.
В обоснование требований указал на то, что обратился в УМВД России по Тюменской области с заявлением о перерасчете выслуги лет с учетом спорных периодов в льготном исчислении. 26 февраля 2021 года ответчик отказал ему в перерасчете в связи с отсутствием правовых оснований для этого. Считает данный отказ не соответствующим положениям приказа Министра обороны Российской Федерации от 08 октября 1994 года N 350 "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям".
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 августа 2022 года исковые требования Валиева М.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в период с 11 ноября 1978 года по 09 декабря 1980 года проходил военную службу в воинской части 3501 МВД СССР (п. Табошар Таджикской ССР) в должности стрелка в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, в связи с чем каждый месяц его службы подлежит зачету в стаж как 1, 5 месяца. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 время службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается в стаж в льготном порядке, в связи с чем необоснованно в льготном порядке не учтены периоды стажировки в должности оперуполномоченного уголовного розыска Нефтеюганского ГРОВД УВД Тюменского облисполкома с 17 марта 1986 года по 07 июня 1986 года и службы в должности заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ОВД Уватского района Тюменской области с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года.
Ссылаясь на то, что спецкомендатуры до 1993 года являлись исправительными пенитенциарными учреждениями для преступников, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, и входили в состав УИТУ МВД РФ (позднее ФСИН России), а должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам, старшего оперуполномоченного и оперуполномоченного отделов (отделений) розыска территориальных органов ФСИН России в уголовно-исполнительной системе в соответствии с приказом Минюста России от 03 апреля 2020 года входят в перечень должностей, периоды работы в которых подлежат зачету в выслугу лет как один месяц службы за два, полагает, что период прохождения им службы в должности оперуполномоченного УР спецкомендатуры N 20 Тюменского РОВД УВД Тюменского облисполкома с 01 сентября 1986 года по 15 декабря 1986 год подлежит зачету в выслугу лет в этом же порядке. Ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и судебную практику, в частности решение Тобольского районного суда Тюменской области от 07 апреля 2001 года по гражданскому делу N 2-775/2021 по иску ЛРИ по которому суд обязал пенсионный орган включить период службы в армии в аналогичных условиях в специальный стаж по Списку N 1 и назначить ему досрочную страховую пенсию.
Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Валиев М.А. проходил службу в органах внутренних дел, на дату его увольнения - 16 мая 2005 года выслуга лет в органах внутренних дел составила 25 лет 01 месяц 17 дней, в льготном исчислении - 25 лет 05 месяцев 10 дней.
При исчислении выслуги лет следующие периоды службы Валиева М.А. исчислены в календарном порядке:
- с 11 ноября 1978 года по 09 декабря 1980 года (02 года 01 месяц) - срочная военная служба в воинской части 3501 МВД СССР (п. Табошар Таджикской ССР) в должности стрелка в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений;
- с 17 марта 1986 года по 07 июня 1986 года (02 месяца 20 дней) - стажировка в должности оперуполномоченного уголовного розыска Нефтеюганского ГРОВД УВД Тюменского облисполкома в период очного обучения в Омской высшей школе милиции МВД СССР (Тюменский факультет) с 01 сентября 1982 года по 01 сентября 1986 года (4 года), учтенного в выслугу лет в календарном порядке;
- с 01 сентября 1986 года по 15 декабря 1986 года (03 месяца 14 дней) - служба в должности оперуполномоченного УР спецкомендатуры N 20 Тюменского РОВД УВД Тюменского облисполкома;
- с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года (02 месяца 05 дней) - прохождение службы в должности заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ОВД Уватского района Тюменской области, куда он был откомандирован в период замещения должности старшего следователя организационно-зонального отдела ГСУ при ГУВД Тюменской области.
26 февраля 2021 года УМВД России по Тюменской области в перерасчете выслуги лет с включением указанных периодов в выслугу лет не в календарном, а в льготном исчислении Валиеву М.А. отказано в связи с отсутствием правовых оснований для исчисления выслуги лет в льготном порядке.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (далее - Порядок исчисления выслуги лет N 941), исходил из того, что спорные периоды включены в выслугу лет Валиева М.А. в календарном порядке, оснований для включения указанных периодов в выслугу лет в льготном исчислении не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в выслугу лет Валиева М.А. в льготном порядке периода службы по призыву с 11 ноября 1978 года по 09 декабря 1980 года, периода стажировки в должности оперуполномоченного уголовного розыска Нефтеюганского ГРОВД УВД Тюменского облисполкома, имевшей место во время обучения в высшем учебном заведении, с 17 марта 1986 года по 07 июня 1986 года, периода службы в должности оперуполномоченного УР спецкомендатуры с 01 сентября 1986 года по 15 декабря 1986 года судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда соглашается, находит их основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941 поименованы периоды службы, подлежащие включению в выслугу лет при назначении пенсии в льготном исчислении, в числе которых военная служба по призыву не предусмотрена.
В соответствии с абз. 1 пункта 5 Порядка исчисления выслуги лет N 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, периоды службы по призыву не могут быть отнесены к периодам, предусмотренным пунктом 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941, подлежащим включению в выслугу лет в льготном порядке.
Поскольку служба Валиева М.А. по призыву с 11 ноября 1978 года по 09 декабря 1980 года не проходила в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с пунктом 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности засчитать период службы в армии по призыву в льготном исчислении.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и судебную практику, в частности решение Тобольского районного суда Тюменской области от 07 апреля 2001 года по гражданскому делу N 2-775/2021 по иску Лазаренко Р.И, по которому суд обязал пенсионный орган включить период службы в армии в аналогичных условиях в специальный стаж по Списку N 1 и назначить ему досрочную страховую пенсию, не может быть принята во внимание, поскольку каждый судебный спор носит индивидуальный характер и разрешается исходя из установленных обстоятельств и нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения. При этом включение периода службы в армии в страховой стаж и специальный стаж по делу Лазаренко Р.И. осуществлялось судом не в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и иных правоохранительных органов.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи (в календарном или льготном исчислении).
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудником органов внутренних дел является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном данным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 данного закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 данной статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Действовавшим ранее Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, также предусматривалось, что сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания. Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем к такому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения в выслугу лет Валиева М.А. в льготном порядке периода стажировки с 17 марта 1986 года по 07 июня 1986 года в должности оперуполномоченного уголовного розыска Нефтеюганского ГРОВД УВД Тюменского облисполкома, имевшей место во время обучения в высшем учебном заведении. Указанный период подлежит включению в выслугу лет только в календарном порядке (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), при этом период обучения с 01 сентября 1982 года по 01 сентября 1986 года учтен ответчиком в выслугу лет истца.
Абзацем 30 подпункта "г" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941 предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца - периодов службы в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте "в" настоящего пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года.
Льготное исчисление стажа службы в спецкомендатуре названным Порядком исчисления выслуги лет N 941 не предусмотрено, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в части включения в выслугу лет Валиева М.А. спорного периода службы с 01 сентября 1986 года по 15 декабря 1986 года у судов не имелось.
Перечнем должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 86, на который ссылается истец, также не предусмотрена возможность включения в выслугу лет периода службы в спецкомендатуре.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами судов о том, что время службы истца с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года (02 месяца 05 дней), когда он замещал должность старшего следователя организационно-зонального отдела ГСУ при ГУВД Тюменской области и был откомандирован для прохождения службы в должности заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ОВД Уватского района Тюменской области, не подлежит включению в выслугу лет в льготном порядке.
Приходя к указанному выводу, суды сослались на то, что в указанный период истец занимал должность заместителя начальника отдела - начальника следственного отделения ОВД Уватского района Тюменской области на временной основе.
Между тем Порядок исчисления выслуги лет N 941, предусматривая включение в выслугу лет на льготных условиях периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, не содержит положений о том, что служба в указанных районах должна проходить на постоянной основе, юридическое значение имеет сам факт службы в органах внутренних дел и отнесение соответствующего района, где эта служба проходила, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также другим местностям с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Уватский район Тюменской области, где в период с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года проходил службу истец, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, данный период подлежит включению в выслугу лет в льготном порядке.
В этой связи вывод судов в части отказа в удовлетворении требований о включении в выслугу лет Валиева М.А. данного периода нельзя признать законным и обоснованным.
Между тем неправильный вывод судов первой и апелляционной инстанций не привел к принятию незаконного решения, поскольку включение в выслугу лет Валиева М.А. периода службы с 28 октября 2003 года по 03 января 2004 года в льготном порядке не приведет к увеличению полных лет выслуги, продолжительность которых влияет на размер пенсии.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Валиева Миргали Ахметгалиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.