Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Борс Х.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара, поступившую в суд первой инстанции 03 апреля 2023 года, на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" - Ахазова А.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит признать незаконными решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 07 сентября 2022 года N 29/13762 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги"; обязать административного ответчика провести общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования "Осуществление религиозных обрядов" в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 20 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 20 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара по доверенности Ахазов А.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" - Ахазов А.Н, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материала дела, местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1492+/-14 кв.м, расположенный по адресу: г "адрес" с видом разрешенного использования - строительство индивидуального жилого дома.
Из материалов дела следует, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02 сентября 2020 года N 100, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно материалам дела, в письме от 29 декабря 2021 года N29/20109-1 департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар указал на то, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой одним из условно-разрешенных видов его использования предусмотрено "осуществление религиозных обрядов".
17 марта 2022 года с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N административный истец обратился в комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что решением департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13 апреля 2022 года N 29/5189-1 административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду не представления документов в полном объёме.
19 августа 2022 года местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара повторно обратилась в комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка в виде "осуществление религиозных обрядов".
Согласно материалам дела, решением от 07 сентября 2022 года N 29/13762-1 департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказал заявителю в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, мотивировав отказ тем, что земельный участок используется не в соответствии с целевым назначением с учётом его категории, так и с нарушением вида его разрешенного использования. Разъяснено, что возвращение заявления не препятствует повторному обращению заявителя после устранения причин, послуживших основанием для отказа.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской "Вифания" города Краснодара, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" в настоящее время используется не в соответствии с его целевым назначением и с нарушением вида его разрешенного использования, в связи с чем предоставление муниципальной услуги не возможно, а также отсутствуют правомочия по возложению на департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар провести общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования "осуществление религиозных обрядов" в отношении земельного участка с кадастровым номером N поскольку департамент не является уполномоченным на то органом.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, следует, что принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 31 августа 2012 года N 7545 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" (далее - Регламент), для определения стандартов, сроков и последовательности выполнения административных процедур (действий) по предоставлению названной муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 8 Регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального образования город Краснодар.
Администрация муниципального образования город Краснодар предоставляет муниципальную услугу через Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (пункт 9 Регламента).
Согласно пункту 12 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются:
постановление администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
постановление администрации муниципального образования город Краснодар об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
В случаях, установленных подпунктами 1) - 4), 6) - 8) пункта 25 подраздела II.X раздела II Регламента, заявителю направляется письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В пункте 25 Регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) подача заявления ненадлежащим лицом;
2) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 подраздела II.VI раздела II Регламента;
3) отсутствие запрашиваемого условно разрешенного вида в перечне, установленном Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар для соответствующей территориальной зоны;
4) на земельный участок не установлен или не распространяется градостроительный регламент;
5) несоблюдение требований технических регламентов при предоставлении запрашиваемого условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства;
6) земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение, расположен в нескольких территориальных зонах;
7) обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении подготовки запрашиваемого им документа;
8) поступление уведомления от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о выявлении самовольной постройки на земельном участке, в отношении которого запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования (за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями).
Не допускается отказ в предоставлении муниципальной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления муниципальной услуги, опубликованной на Портале (пункт 26 Регламента).
Как следует из ответа управления муниципального контроля администрации муниципального образования города Краснодара от 05 августа 2022 года N 9532/21 инспектором по земельному контролю с выездом на место установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N "адрес" расположен трехэтажный жилой дом с кадастровыми номерами N нежилое здание с кадастровым номером N и объекты вспомогательного назначения.
Вместе с тем, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке в управление не поступало. Также в картотеке "Судебные иски" управления отсутствуют сведения в отношении вышеуказанного земельного участка. Проверки соблюдения земельного законодательства в отношении данного земельного участка управлением не проводились (л.д. 121).
Основаниям отказа в предоставлении муниципальной услуги явилось использование земельного участка не по целевому назначению и с нарушением вида разрешенного использования.
Однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Для правильного разрешения дела суду первой инстанции необходимо было истребовать сведения о том, зарегистрированы ли право собственности на жилой дом с кадастровыми номерами N и на нежилое здание с кадастровым номером N
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судами нижестоящих инстанций не выполнены.
При таких данных судами нижестоящих инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 февраля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд города Краснодара.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 мая 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевХ.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.