Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мерзлого И.В, действующего в интересах управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа, на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 9 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Маренкова В.М. о признании незаконными действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, представителя управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа - Яценко Л.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Маренков В.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконными действия Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа по изменению в одностороннем порядке арендной платы по договору аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 за земельный участок с кадастровым номером N с применением с 14 января 2022 года ставки арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка - 2, 5 %; обязать Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа при расчете годовой арендной платы по договору аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 за земельный участок с кадастровым номером N продолжить применять с 24 июля 2021 года ставку арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка в размере
0, 5 %.
В обоснование требований Маренков В.М. указал, что к нему на основании договора цессии от 12 июля 2017 года N 01/112 перешли права и обязанности арендатора по договору аренды от 21 апреля 2017 года
N 3700007717 в отношении земельного площадью 53 457 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер N, расположенного по адресу: г. Анапа, вдоль Анапского и Супсехского шоссе. Срок договора аренды установлен до 17 июля 2031 года.
Административный истец ссылался на то, что на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка изменен с "индивидуальное жилищное строительство" на основной вид разрешенного использования - "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5).
В указанной связи между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Маренковым В.М. заключено соглашение от 11 декабря 2019 года N 456 о внесении изменений в договор аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717, в отношении вышеуказанного земельного участка.
Маренков В.М. указал, что 21 января 2022 года он обратился в адрес управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении акта сверки взаиморасчетов, а также расчетов арендной платы по договору аренды земельного участка от 21 апреля 2017 года N 3700007717 на 2021-2022 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом от 09 февраля 2022 года N 27-05-919/22 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа предоставлены акты сверки взаиморасчетов и расчеты арендной платы по договору аренды земельного участка от 21 апреля 2017 года N 3700007717 на 2021-2022 годы, согласно которым с 1 января 2021 года применена ставка 0, 3%, с 24 июля 2021 года применена ставка 0, 5%, и с 14 января 2022 года применена ставка 2, 5% от кадастровой стоимости.
Также сотрудники управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа пояснили, что применение ставки осуществлено в соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 года N 257, которым внесены изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 года N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов".
Полагая, что данные действия являются незаконными, административный истец ссылался на то, что управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа не обосновало применение именно этой ставки.
По мнению административного истца, применение ставки в размере 2, 5% связано с неосуществлением строительства на земельном участке по истечении двух лет с даты заключения договора аренды.
Кроме того, административный истец обращал внимание на то, что управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа не соблюдены установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, а также принцип запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 9 июня 2022 года признаны незаконными действия управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа по изменению в одностороннем порядке размера арендной платы по договору аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 за земельный участок с кадастровым номером N с применением ставки арендной платы с 14 января 2022 года от кадастровой стоимости земельного участка - 2, 5 %.
Этим же решением на управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа возложена обязанность при расчете годовой арендной платы по договору аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 за земельный участок с кадастровым номером N применять с 14 января 2022 года ставку арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка в размере 0, 5 %.
Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2022 года.
В кассационной жалобе представитель управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа Мерзлой И.В. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Маренковым В.М. административных исковых требований.
В обоснование доводов заявитель указывает на то, что поскольку в установленный срок административный истец не ввел объект капитального строительства в эксплуатацию, Управлением правомерно применена арендная ставка в размере 2, 5%.
В судебное заседание явился представитель управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа - Яценко Л.С, доводы кассационной жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Судами установлено, что 21 апреля 2017 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и ООО "Терра Менеджмент-2" заключен договор аренды N 3700007717 земельного участка общей площадью 53 457 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, вдоль Анапского и Супсехского шоссе, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, сроком до 17 июля 2031 года.
12 июля 2017 года между ООО "Терра Менеджмент-2" и Маренковым В.М. заключен договор цессии N 01/112 по договору аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 в отношении вышеуказанного земельного участка.
В последующем 11 декабря 2019 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Маренковым В.М. на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31 октября 2019 года N 2977 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного относительно ориентира: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, вдоль Анапского и Супсехского шоссе (N)", заключено соглашение N 456 о внесении изменений в договор аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 земельного участка, площадью 53 457 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер N, расположенного по адресу: г. Анапа, вдоль Анапского и Супсехского шоссе, согласно которому вид разрешенного использования участка изменен на "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5).
Письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 9 февраля 2022 года N 27-05-919/22, адресованным Маренкову В.М, последнему направлены акты сверки взаиморасчетов и расчеты арендной платы по договору аренды земельного участка от 21 апреля 2017 года N 3700007717 на 2021-2022 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером N, из которых следует, что с 14 января 2022 года при расчете размера арендной платы применена ставка 2, 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Удовлетворяя требования административного иска, суды исходили из того, что земельный участок с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка" безусловно подлежит отнесению к земельным участкам, предназначенным для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с установленной ставкой арендной платы - 0, 5 %.
При этом, суды не установили оснований для применения в отношении спорного земельного участка ставки 2, 5%, установленной разделом 2 пункта 1 приложения к решению Совета, сославшись на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 декабря 2014 года N 9-АПГ14-9, согласно которой само по себе нарушение сроков строительства объектов капитального строительства, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для повышения в пять раз арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования.
С данными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.1 договора аренды от 21 апреля 2017 года N 3700007717 (в редакции соглашения от 11 декабря 2019 года N 456 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 21 апреля 2017 года N 3700007717) расчет арендной платы производится в соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 года N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов" по следующей формуле: Кс х С = АП, где: Кс - кадастровая стоимость земельного участка (руб.), С - ставка арендной платы (%), АП - годовой размер арендной платы за земельный участок (руб.).
В соответствии с пунктом 2.4 данного договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться Арендодателем в связи с инфляцией и индексацией цен, изменением кадастровой стоимости земельного участка, а также в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в действующее законодательство и нормативные акты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования город-курорт Анапа, либо в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1.1. договора.
Анализ указанных положений договора, согласно верному выводу судов, свидетельствует о том, что независимо от подписания арендатором расчета годовой арендной платы, акта сверки расчетов, для него возникает обязанность уплаты арендных платежей по установленной органом местного самоуправления ставке арендной платы.
Установлено, что решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 года N 257 "О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 года N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов" установлены новые ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
В соответствии с пунктом 1 приложения к данному решению Совета для земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, применяется ставка 0, 5% от кадастровой стоимости.
Согласно пункту 19 приложения к решению Совета для прочих земельных участков установлена ставка 5%, которая подлежит применению к видам разрешенного использования, не указанным в пунктах 1-18.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0109002:112 для целей, не указанных в пунктах 1-18 приложения к решению Совета, в рассматриваемом случае в отношении спорного земельного участка с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка" подлежит установлению ставка арендной платы - 0, 5%.
При этом не имеется оснований для применения в отношении спорного земельного участка ставки 2, 5%, установленной разделом 2 пункта 1 приложения к решению Совета в связи с не введением в эксплуатацию объектов недвижимости по истечении двух лет с даты заключения договора, поскольку в отсутствие экономического обоснования само по себе нарушение сроков строительства объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, не может рассматриваться как самостоятельное основание для повышения арендной платы за такой земельный участок.
Таким образом, с выводами судов об удовлетворении заявленных Маренковым В.М. требований надлежит согласиться, поскольку они мотивированы, основаны на доказательствах и постановлены при правильном применении материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов.
В этой связи судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 9 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 марта 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.