Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Монмаря Д.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шалыка А.Н, действующего в интересах Есичко В.О, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Есичко В.О. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Есичко В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в исправлении ошибки при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.
Просил обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о внесении исправлений, указав вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" вместо "малоэтажная жилая многоквартирная жилая застройка".
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Шалыка А.Н, действующего в интересах Есичко В.О. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 12 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Есичко В.О. на праве собственности принадлежит 24/50 доли дома "адрес". Сособственниками указанного жилого дома, в размере 14/50 и 12/50 долей соответственно, также являются Ткачук Л.П. и Кузнецова В.С. Согласно сведениям из ЕГРН указанный дом имеет кадастровый номер N.
В соответствии с техническим паспортом указанного объекта недвижимости, составленным по состоянию на 8 октября 2011 года, в частности, экспликациями внутренних площадей к плану дома, следует, что объект состоит из 3 самостоятельных квартир: N 1, N 2, N 2 а.
Распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 20 сентября 2017 года N 12183-РД утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" Образуемый земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", определен вид разрешенного использования земельного участка - "малоэтажная многоквартирная жилая застройка". Согласно выписке из ЕГРН, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер N.
Считая, что при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N допущена ошибка, 15 декабря 2021 года Есичко В.О. обратился в ДИЗО с заявлением о ее исправлении. Административным истцом указано, что на указанном земельном участке расположен дом, находящийся в долевой собственности, в связи с чем вид разрешенного использования должен быть определен как "для индивидуального жилищного строительства".
Оспариваемым решением от 27 декабря 2021 года департаментом указано на отсутствие ошибки в установлении вида разрешенного использования земельного участка. Заявителю разъяснено, что участок был сформирован на основании адресного перечня многоквартирных домов г. Севастополя, в рамках исполнения государственных контрактов по проведении кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Указано, что представленные с заявлением документы свидетельствуют о наличии квартиры, находящей в общей совместной собственности, что исключает возможность идентификации земельного участка как "индивидуальное жилищное строительство". Кроме того, разъяснено, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Согласно абзацу 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 года N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, который регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок; градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В силу пункта 4 Порядка виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судами указано, что оспариваемое решение департамента принято компетентным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем районным судом и судебной коллегией отмечено, что Есичко В.О, обращаясь к административному ответчику с заявлением, фактически просит изменить вид разрешенного использования земельного участка, при этом департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя соответствующим полномочиями не обладает.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Д.В. Монмарь
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.