Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Монмаря Д.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шуст М.Н, действующей в интересах ФКУ "Управление Черноморского флота", на решение Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ "Управление Черноморского флота" об оспаривании нормативного акта.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи, представителя ФКУ "Управление Черноморского флота" по доверенности Шуст М.Н, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Стрелковского С.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота", на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно в соответствии с Приложением N 1 к настоящему приказу. Установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в соответствии с Приложением N 2 к настоящему приказу. Признан утратившим силу с 1 января 2021 года приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 7 ноября 2019 года N 50/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2020 год". Пунктом 5 Приказа N 48/27 установлено, что настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.
Приказом от 8 декабря 2021 года N 50/2 "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы" внесены изменения в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы" (далее - Приказ) (пункт 1): Приложение N 1 к Приказу изложено в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему приказу (пункт 1.1). Пунктом 2 Приказа N 50/2 установлено, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
Нормативный правовой акт размещен на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым "данные изъяты" 9 декабря 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 10 декабря 2021 года.
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" обратилось в Верховный суд Республики Крым с административным иском, в котором просило признать недействительным и отменить приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 8 декабря 2021 года N 50/2 "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы".
Требования мотивированы тем, что учреждение не является теплоснабжающей организацией, не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), не может относиться к теплоснабжающим организациям в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ввиду отсутствия закрепления за Учреждением источников тепловой энергии, деятельность по ресурсоснабжению сторонних потребителей в перечень деятельности Учреждения не включена. В нарушение пунктов 34, 35 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденного приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 года N 1/1 (ред. от 1 июня 2017 года), извещение от 30 ноября 2021 года N 1245/05-13 о заседании 8 декабря 2021 года по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию поступило в адрес Учреждения 7 декабря 2021 года (вх. N 4985), то есть менее, чем за 10 дней до заседания Правления. Заседание Правления проведено раньше назначенного времени в отсутствие представителей ФКУ "Управление Черноморского флота" при наличии ходатайства Учреждения об отложении заседания, что лишило истца возможности представить необходимые документы, и свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 43 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
Решением Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем ФКУ "Управление Черноморского флота" по доверенности Шуст Н.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 18 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ФКУ "Управление Черноморского флота" по доверенности Шуст М.Н. настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда приходит к следующему.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно частям 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что административный истец наделен правом оспаривать как основные положения нормативного правового акта, так и положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, а также уточнять соответствующим образом заявленные требования.
Из материалов дела следует, что оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021 - 2023 годы".
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из закрепленного в части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципа преюдиции, признав установленным вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по состоявшемуся ранее административному делу N 2а-107/2021 по иску ФКУ "Управление Черноморского флота" об оспаривании приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2021-2023 годы" обстоятельством, что ФКУ "Управление Черноморского флота" относится к организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности, является ресурсоснабжающей организацией.
После вступления в законную силу данного судебного решения законодательство, на соответствие которому проверялся нормативный правовой акт, не изменялось.
В соответствии с абзацем 7 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающегося периода, предшествующего дню признания оспоренного акта.
Следовательно, выводы судов о том, что ФКУ "Управление Черноморского флота" в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" является теплоснабжающей организацией, в отношении которой уполномоченным органом должны быть установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ "Управление Черноморского флота", не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела, является верным.
Довод кассационной жалобы об обратном противоречит положениям статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и процессуальным особенностям ее применения по делам, рассматриваемым в порядке главы 21 Кодекса, в связи с чем подлежит отклонению.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
Согласно статье 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию подлежат регулированию.
Проанализировав нормы действующего законодательства, сопоставив их с фактическими обстоятельствами административного дела, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований не согласиться с данным выводом судов у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 11 Правил установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом.
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 года N 1/1 утвержден Регламент Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, который определяет порядок рассмотрения дел об установлении цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) и их согласования, порядок проведения заседаний Правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с действующим законодательством, а также порядок работы по обеспечению деятельности Комитета.
Изложенное в кассационной жалобе утверждение административного истца о том, что Комитет нарушил срок направления извещения о заседании Правления Комитета 8 декабря 2021 года, чем не обеспечил доступ истца на заседание, в ходе которого рассмотрено дело об установлении тарифов являлось предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Применив положения 34, 35, 43 Регламента устанавливающих, что рассмотрение дела об установлении тарифов на Правлении осуществляется в присутствии уполномоченных (по доверенности) представителей организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела, направляется не позднее, чем за 10 дней до заседания; в случае отсутствия на заседании Правления по уважительной причине уполномоченных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела переносится на срок, определяемый Правлением. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия. Неявка представителей регулируемой организации, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, без уважительной причины не является препятствием к рассмотрению дела, судами на основании имеющихся в деле письменных доказательств установлено, что административному истцу извещение от 30 ноября 2021 года N 1245/05-13 о заседании Правления 8 декабря 2021 года по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию направлено 1 декабря 2021 года, получено 7 декабря 2021 года.
При этом повестка заседания Правления N 50, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года N 48/27 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" опубликована на сайте Комитета 26 ноября 2021 года.
Доводы административного истца, оспаривающего правомерность выводов судов о том, что положения Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 29 ноября 2018 года N 611 дсп, не препятствуют ознакомлению с находящейся в открытом доступе информации на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, полностью повторяют правовую позицию административного истца в нижестоящих судах, являлись предметом всесторонней проверки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
Проверяя доводы учреждения о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суды подробно исследовали имеющиеся в деле доказательства, и обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Д.В. Монмарь
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.