Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Буренкова Д.Л, действующего в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, на решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Литвиновой Н.Г. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Литвиновой Н.Г. по доверенности Шак Е.А, заключение прокурора Руденко М.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008, от 26 декабря 2018 года N 3043, от 27 декабря 2019 года N 2837, от 28 декабря 2020 года N 2752 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год, соответственно.
Пунктами 2662, 2717 Перечня на 2018 год, пунктами 2941, 3011 Перечня на 2019 год, пунктами 2891, 2958 Перечня на 2020 год, пунктами 2826, 2894 Перечня на 2021 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, включены нежилые здания с кадастровыми номерами N.
Литвинова Н.Г, являющаяся собственником вышеуказанных объектов недвижимости, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года требования административного иска удовлетворены частично, оспариваемые пункты, за исключением пункта 2894 Перечня на 2021 года (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N), признаны недействующими со дня принятия нормативных правовых актов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года решение краевого суда отменено в части отказа в признании недействующим пункта 2894 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года N 2752. В указанной части принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренковым Д.Л, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Литвиновой Н.Г. по доверенности Шак Е.А, заключение прокурора Руденко М.В, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Литвинова Н.Г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "административное здание". Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", а также нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "административное здание с пристройкой, подвалом и входом в подвал". Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования до 28 октября 2020 года "для обслуживания административного здания", с 28 октября 2020 года "предпринимательство".
Принимая Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018-2021 года, административный ответчик в оспариваемых частях исходил из вида разрешенного использования указанных земельных участков.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая, что соответствующие виды разрешенного использования земельных участков "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и "для обслуживания административного здания" не предполагают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также принимая во внимание отсутствие результатов установления фактического использования спорных зданий, позволивших установить наличие предусмотренных законом оснований для их включения в оспариваемые перечни, равно как и предусмотренных законом сведений технической документации, достаточных для принятия соответствующих решений, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что назначение помещений спорных зданий не позволяют их отнести к объектам недвижимости, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части оспаривания пункта 2894 Перечня на 2021 года (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N) судебной коллегией апелляционного суда также правомерно указано, что вид разрешенного использования земельного участка "предпринимательство" не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.