Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шумной Н.Б, действующей в интересах индивидуального предпринимателя Пакина А.Л, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Пакина А.Л. об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя индивидуального предпринимателя Пакина А.Л. адвоката Шумной Н.Б, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Руденко М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
индивидуальный предприниматель Пакин А.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным постановления администрации г. Ялта Республики Крым от 6 апреля 2020 года N 843-п "Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Шумной Н.Б, действующей в интересах индивидуального предпринимателя Пакина А.Л, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 27 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав представителя индивидуального предпринимателя Пакина А.Л. адвоката Шумной Н.Б, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Руденко М.В, настаивавшей на законности обжалуемых судебных актов, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Пакин А.Л. осуществлял предпринимательскую деятельность по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Московская, 11, в районе магазина "Черноморец", в нестационарном торговом объекте, включённым в схему размещения одноименных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённую решением Ялтинского городского Совета второго созыва 9 сессии N 20 от 12 февраля 2020 года N 1/114.
Впоследствии 6 апреля 2020 года администрацией г. Ялта Республики Крым принято постановление N 843-п "Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции".
На основании утвержденного администрацией Положения, 3 марта 2021 года муниципальным органом принято решение демонтировать во внесудебном порядке принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект.
Полагая постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 6 апреля 2020 года N 843-п незаконным, Пакин А.Л. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1 принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Структура органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определена в пункте 1 статьи 6 Устава.
Положениями статьи 52 Устава предусмотрено, что администрация города Ялта Республики Крым в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды: осуществляет управление и распоряжение земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществляет распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена; выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Ялта.
Пунктом 25 статьи 53 Устава предусмотрено, что администрация города Ялта Республики Крым в сфере градостроительной деятельности, благоустройства и озеленения территории выявляет объекты самовольного строительства на территории городского округа Ялта, принимает меры по сносу объектов самовольного строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Советом министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года принято постановление N465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Реализуя предоставленные Уставом полномочия, а также в рамках исполнения требований пункта 2 постановления Совета министров Республики Крым N 465, администрацией города Ялта постановлением от 6 апреля 2020 года N 843-п утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Отделом муниципального контроля администрации города Ялта Республики Крым был подготовлен проект постановления "Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции" и на основании служебной записки заместителя начальника департамента муниципального контроля Администрации города Ялта передан главе Администрации города Ялта для согласования.
По проекту постановления имеется заключение антикоррупционной экспертизы.
Впоследствии оспариваемое постановление опубликовано в газете "Ялтинские вести" от 11 апреля 2020 года N 13, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - 07 апреля 2020 года.
Утверждённое Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по своему содержанию аналогично содержанию Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
При этом оспариваемое Положение регламентирует деятельность конкретно администрации города Ялта Республики Крым, её структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, неправомерно размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования соблюдена, акт опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.