Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника МИФНС России N 24 по Ростовской области Каминского С.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Прохачевой Л.Н. об оспаривании решений налогового органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя МИФНС России N 24 по Ростовской области по доверенности Костюковой И.В, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прохачева Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области н от 25 марта 2022 года N 4978, от 25 марта 2022 года N 1188830, от 25 марта 2022 года N 1188831, от 25 марта 2022 года N 1188832. Просила обязать межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области возвратить сумму налога в размере 1 533 рублей 42 копеек и взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 августа 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда 5 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной начальником межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области Каминским С.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 25 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области по доверенности Костюковой И.В, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Прохачёвой Л.Н. в межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2021 год.
Впоследствии 24 марта 2022 года Прохачёвой Л.Н. было подано заявление о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке, заявленная к вычету сумма - 400 000 рублей, сумма налога к возврату из бюджета - 52 000 рублей.
Налоговым органом 25 марта 2022 года было принято решение о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке на сумму 52 000 рублей.
Одновременно уведомлением от 25 марта 2022 года N 1188756 о зачете (возврате, об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) Прохачевой Л.П. сообщено, что налоговым органом принято решение от 25 марта 2022 года N 1188833 о возврате налогоплательщику налога в сумме 50 466 рублей 58 копеек.
Указанная сумма была перечислена Прохачевой Л.Н. на расчетный счет, что сторонами по делу не оспаривалось.
Сообщением от 25 марта 2022 года N 4978 о принятом решении о зачете (возврате, об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) Прохачева Л.Н. уведомлена, что налоговым органом принято решение от 25 марта 2022 года N 4978 об отказе в возврате налогоплательщику налога в размере 1 533 рублей 42 копеек.
При этом 25 марта 2022 года налоговым органом принято решение N 1188830 о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), согласно которому подлежит зачету в счет уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 121 рубля 16 копеек. В качестве назначения платежа указано: погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требований об уплате налогов (сборов) от налогового органа.
Вместе с тем 25 марта 2022 года налоговым органом принято решение N 1188831 о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), согласно которому подлежит зачету в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1122 рублей 81 копейки. В качестве назначения платежа указано: погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требований об уплате налогов (сборов) от налогового органа.
Также 25 марта 2022 года налоговым органом принято решение N 1188832 о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), согласно которому подлежит зачету в счет уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 289 рублей 45 копеек. В качестве назначения платежа указано: погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требований об уплате налогов (сборов) от налогового органа.
Не согласившись с решением от 25 марта 2022 года N 4978, Прохачева Л.Н. обратилась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области через личный кабинет налогоплательщика.
По результатам рассмотрения данной жалобы межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области Прохачевой Л.Н. дан ответ от 12 апреля 2022 года N 08-34/02309/ЗГ@, согласно которому по состоянию на 25 марта 2022 года за Прохачевой Л.Н. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 122 рублей 81 копейки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 410 рублей 61 копейки.
По инициативе налогового органа приняты решения о зачетах N 1188831, N 1188832 и N 1188830 от 25 марта 2022 года в размере 121 рубля 16 копеек, 289 рублей 45 копеек и 1 122 рублей 81 копейки в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемых решений межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области действовала в соответствии действующим законодательством, обжалуемые решения являются правомерными, принятых в рамках предоставленной налоговому органу законом компетенции, при наличии основании и соблюдении порядка их принятия, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9).
Налоговым органом принято решение о предоставлении Прохачевой Л.Н. налогового вычета полностью в упрощенном порядке на сумму 52 000 рублей.
Вместе с тем решением от 25 марта 2022 года N 1188833 налогоплательщику возвращена сумма налога в размере 50 466 рублей 58 копеек, которая была перечислена Прохачевой Л.Н. на расчетный счет.
То есть, налоговым органом самостоятельно была удержана сумма в размере 1 533 рублей 42 копеек.
Данная денежная сумма была зачтена налоговым органом в счет погашения имевшейся у Прохачевой Л.Н. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 122 рублей 81 копейки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 121 рубля 16 копеек и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 289 рублей 45 копеек на основании соответствующих решений от 25 марта 2022 года N 1188831, N 1188830 и N 1188832.
Процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании путем направления инкассового поручения в банк и заканчивая судебным взысканием налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, установлены соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.
В случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пени при отсутствии судебного акта о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога и пени инспекция не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) излишне уплаченного налога.
Таким образом, налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе производить самостоятельно зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки.
Требованием от 19 января 2018 год N 582 Прохачевой Л.Н. установлен срок не позднее 8 февраля 2018 года уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 122 рублей 81 копейки.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону 28 октября 2021 года с Прохачевой Л.Н. в пользу МИФНС России N 24 по Ростовской области взыскана задолженность по страховым взносам.
Определением мирового судьи от 17 ноября 2021 года судебный приказ отменен.
Впоследствии налоговый орган обратился в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением к Прохачевой Л.Н. о взыскании вышеуказанной недоимки.
Определением суда от 9 июня 2022 года производство по данному административному делу прекращено в связи с принятием судом отказа административного истца от иска.
Таким образом, указанная сумма задолженности с Прохачевой Л.Н. в установленном законом порядке взыскана не была. Кроме того, срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом пропущен.
Сведений о направлении в адрес административного истца требований о необходимости уплаты сумм пени в размере 121 рубля 16 копеек и в размере 289 рублей 45 копеек в материалах дела не имеется, также отсутствуют доказательства, подтверждающие взыскание с налогоплательщика данных сумм пени.
Судебной коллегией обосновано указано, что налоговый орган был не вправе самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к правомерным выводам об отмене судебного решения и удовлетворению требований иска.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных нижестоящим судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения апелляционного суда или опровергали бы выводы апелляционного определения.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалобы, представления.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.