Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гершмана В.Г. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гершмана В.Г. о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав Орлову З.А, действующую в интересах Гершмана В.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гершман В.Г. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 18 января 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Севастополь, за границей населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, под N 621, в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", площадью 20 195 +/- кв. м; обязать Севреестр устранить допущенные нарушения путем проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка по заявлению Гершмана В.Г. от 25 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-55652838.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N.
25 декабря 2021 года административный истец обратился в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Оспариваемым решением приостановлено до 18 апреля 2022 года осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с указанием на то, что при формировании земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, необходимо предусмотреть обеспечение доступа к данным земельным участкам путем размещения полевых дорог на каждом образуемом земельном участке, что в свою очередь повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, а также, что образование земельных участков не должно приводить к созданию препятствий к рациональному использованию и охране земель.
Считает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка.
Решением заседания апелляционной комиссии при Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10 марта 2022 года N 36 жалоба Гершмана В.Г. на решение от 18 января 2022 года отклонена.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 октября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Гершман В.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи кассационной инстанции от 6 марта 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, выслушав Орлову З.А, действующую в интересах Гершмана В.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судами, согласно межевому плану кадастровым инженером были проведены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 91:01:032001:146 и образованию 35 земельных участков.
Между тем, как указано регистратором в оспариваемом решении от 18 января 2022 года, при формировании земельных участков необходимо предусмотреть обеспечение доступа на каждом образуемом земельном участке, что повлечет существенное уменьшение площади сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ) площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
Исходя из изложенного, учитывая предмет настоящего спора - признание незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, судами нижестоящих инстанций верно было указано, что вопросы, связанные с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и деятельности по регистрации недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.
В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу подпункта 28 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ невозможность соблюдения разрешенного вида использования земельных участков, которые в результате преобразования сохраняются в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из приведенных правовых положений следует, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Таким образом, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу, что принятое государственным органом решение в части создания в результате раздела земельного участка препятствий к рациональному использованию земли является верным и правильным, основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом при вынесении оспариваемых судебных актов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо опровергали изложенные выводы судов нижестоящих инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2023 года.
Председательствующий Судьи
О.П. БогатыхЮ.Б. КапункинЭ.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.