Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Русакова А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шарвашидзе Л.З. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шарвашидзе Л.З. об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шарвашидзе Л.З. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края (далее - департамент) от 28 июня 2021 года N 23467388 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 844 кв.м на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером N, площадью 536 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указывает, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером N.
23 мая 2021 года административный истец обратился с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
28 июня 2021 года департаментом отказано в предоставлении услуги, поскольку предлагаемый к перераспределению земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", а также земельные участки по соседству с ним имеют местоположение с/т "Золотой колос", кроме того, указанное образование земельного участка приведет к вкрапливанию муниципальных земель между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером N.
Считает, что отказ департамента нарушает его право на перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным, изложенное в письменном сообщении департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края от 28 июня 2021 года N 23467388, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 844 кв.м на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером N, площадью 536 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: "адрес".
Суд указал считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выполненную 14 мая 2021 года, ИП ФИО3, утвержденной и согласованной.
Суд возложил обязанность на администрацию г. Сочи Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края заключить с Шарвашидзе Л.З. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории площадью 844 кв.м кадастровый квартал N, территориальная зона - "Ж-2", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, в соответствии со схемой, подготовленной 14 мая 2021 года ИП ФИО3, с определением размера платы как 15 % кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования города-курорта Сочи Краснодарского края, рассчитанной пропорционально площади такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельным участком, находящимся в частной собственности.
Суд возложил обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом, подготовленным на основании судебного акта и схемы расположения земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства, на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выполненной 14 мая 2021 года ИП ФИО3
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Шарвашидзе Л.З. отказано.
Произведен поворот исполнения решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 августа 2021 года.
В кассационной жалобе Шарвашидзе Л.З. ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 6 марта 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено материалами дела, Шарвашидзе Л.З. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 536 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: "адрес".
22 мая 2021 года Шарвашидзе Л.З. подано заявление с просьбой в порядке перераспределения утвердить схему расположения земельного участка, общей площадью 844 кв.м, на кадастровом плане территории, расположенного по указанному выше адресу.
Письмом департамента от 28 июня 2021 года N 23467388 отказано в утверждении схемы расположения и заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 11.7, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, признал оспариваемый отказ незаконным.
Суд апелляционной инстанции, отменяя указанное решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что образование земельного участка приведет к вкрапливанию муниципальных земель между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером N, в связи с чем образование испрашиваемого земельного участка на основании представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории недопустимо.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Случаи, в которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Пунктами 2, 4 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.
Согласно подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Аналогичные положения закреплены в административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденном постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 24 сентября 2015 г. N 2753.
Так, из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что образование земельного участка приведет к вкрапливанию муниципальных земель между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером N (л.д.21-24).
Принимая во внимание изложенное, с учетом фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку данное решение соответствует требованиям действующего законодательства, принято в пределах компетенции органа местного самоуправления и правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда апелляционной инстанции или опровергали бы выводы судебного акта суда апелляционной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 мая 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.